Участки без подряда массово вышли на рынок весной 2009 г. Среди ключевых причин расширения предложения выделяются следующие:
• осознанное расширение предложения де-велоперами в ответ на активизацию спроса на загородные объекты, не требующие больших первоначальных вложений с возможностью разнесения дальнейших расходов на неопределенный срок- вывод поселков без подряда;
• «переформатирование» части территорий поселков, выведенных на рынок ранее, в участки без подряда; Причина -необходимость операционного финансирования проекта, реакция на кризис;
• «нарезка» земель на индивидуальные участки и реализация их на рынке - реакция на кризис непрофильных инвесторов, «девелоперов по случаю».
В кризисный 2009 г. пик выхода новых проектов на рынок пришелся на март-июнь, когда девелоперы анонсировали около 45 поселков, причем 40 из них-без подряда. Практически все они представляли собой поля с отрисованным генпланом и многочисленными обещаниями. По нашим оценкам около 35 из них - поселки экономкпасса.
К концу 2009 года на рынке предлагалось 277 поселков, новые поступления практически полностью (около 80%) представляли собой участки без подряда эконом-класса. Основные зоны сосредоточения предложений этой категории - восточные и южные направления.
В настоящий момент на рынке предлагаются около 366 поселков. Во многом за счет поступлений 2009 и весны 2010 г. примерно половина существующего предложения -участки без подряда, и не менее 80% из них относятся к категории эконом.
Сейчас предложение участков без подряда широко, как никогда. Представлены объекты на любой бюджет и с широким ассортиментом характеристик: размеры участков, наличие воды, леса, стадии готовности (за год в части проектов действительно велись работы по формированию инфраструктуры, подведению коммуникаций и т.д.), степени освоения и т.д. Однако динамичное изменение потребительских предпочтений дает о себе знать уже сейчас, и предложение не остается к этому безучастным. По нашим прогнозам в 2011 г. поселки с участками без подряда потеряют не менее 5-10% в структуре предложения. В отличие от 2009 г., когда предложение практически полностью пополнялось поселками без подряда, в 2011 г. картина будет абсолютно полярной: не менее чем на 70-80% поступления будут состоять из поселков с подрядом и готовых домов.
Что искали покупатели, приобретая участки без подряда? Критерии и мотиваторы
На примере европейских стран четко прослеживается тенденция к преобладанию готовых, отделанных и даже меблированных домов, в качестве наиболее востребованного формата. Предложение поселков с участками без подряда не характерно для рынков, достигших стадии зрелости.
• Минимальный бюджет покупки.
• Нестабильная экономическая ситуация, желание «застолбить» место на перспективу.
• Недостаточный опыт в строительстве и
оценке всех будущих затрат.
Результат: ажиотажный спрос. В поселке Солоновка компании «Волжские дачи», расположенном в 170 км от Москвы, за первую половину 2009 г. было продано 80% участков, тогда как докризисный сценарий реализации был рассчитан на 3 года.
В 2010 г. поведение покупателей кардинально изменилось:
• Участки покупаются конечными покупателями для непосредственного проживания.
• Покупатель не готов приобретать участки в чистом поле: развитие проекта должно быть очевидно при посещении площадки.
• Покупатель не готов ждать годами: большинство покупателей 2010 г. собираются осваивать участки в следующем сезоне.
• Покупатели начинают проработку проекта и подбор подрядчика в кратчайшее время после приобретения участка.
В 2009 г. около 80% сделок на рынке ЗН - были сделки с участками без подряда. Ожидается, что уже по итогам 2010 г. эта цифра снизится на 10%, а в 2011 г. преобладание таких сделок над покупками участков с подрядом и готовых домов будет минимальным.
Аудитория поселков с участками без подряда описывается двумя не сопоставимыми по размеру категориями:
• Семьи, с совокупным доходом, около 100 тыс. руб. в месяц. Таких около 80% в общем объеме покупателей. Преференции в отношении локации приобретаемого участка практически полностью зависят от бюджета покупки, если говорить об удаленности от Москвы. В отношении направления выявляется практически 100%-ная привязка к району Москвы, в котором семья проживает постоянно.
• Семьи, с доходом выше 400 тыс. в месяц, мотивированные не низкими первоначальными инвестициями, а возможностью создавать свой загородный дом самостоятельно от начала до конца. Таких около 15%.
В период ажиотажного спроса 2009 г. первая категория превалировала, вторая была представлена разовыми сделками. В текущем году высокодоходная группа выражена гораздо четче. В этой связи особого внимания заслуживают поселки без подряда, характеризующиеся наличием безусловных аттракторов: большой воды, известных рекреационных зон, заповедников, уникального рельефа. Спрос на такие поселки сохранится и в будущем, вне зависимости от тенденции сокращения этого сегмента.
• Огороженный участок 8-10 соток.
• Одноэтажный дом с мансардой и террасой, совокупной площадью около 100-120 м².
• Материал строительства не принципиален.
• Участок укомплектован скважиной на 2-3 дома и септиком.
• В доме разведено электричество, установлен фильтр, отопительное оборудование.
• В поселке оборудованы несколько рекреационных (спортивных и детских) зон, поселок находится под круглосуточной охраной.
Бюджет такого приобретения не должен превышать 3,5 млн. руб. Сейчас эта же категория приобретает участки стоимостью от 300 тыс. до 1 млн. руб. с отложенным платежом по коммуникациям и сбором на формирование инфраструктуры поселка. Перечисленные отсроченные платежи, как правило, составляют от 200 до 600 тыс. руб.
Такие предложения сейчас стали активно появляться на рынке на традиционных направлениях экономкласса: Симферопольском, Новорязанском, Ярославском шоссе. Потенциал этого сегмента чрезвычайно высок. Но по-настоящему доходным для де-велопера деятельность в этом сегменте может стать только благодаря эффекту масштаба и стандартизации предложения. По сути, такие проекты - аналог панельного многоэтажного строительства в Москве: массовый, быстро возводимый, относительно дешевый, но одновременно с этим достаточно качественный и надежный продукт без изысков.
«Спрос медленно, но последовательно смещается от доминирующих полуинвестиционных покупок к покупкам, обусловленным реальными потребительскими мотивами, -говорит Алексей Кудрявцев, директор по маркетингу управляющей компании «Волжские дачи». - Тенденция повышения интереса к загородным объектам, готовым к немедленному освоению (т.е. к домам), налицо. Уже сейчас это хорошо видно по поведению покупателей участков без подряда».
Несомненно, русский менталитет и традиции оказывают определенное влияние, но велика вероятность, что в течение 2-3 лет российский рынок загородной недвижимости придет к аналогичной практике. Остается надеяться, что существующий уровень развития технологий строительства и зарождающаяся тенденция привлечения независимой технической экспертизы не дадут появиться на свет новым низкокачественным «штампованным» «хрущевкам» в загороде. Участки без подряда сохранят роль локомотива рынка загородной недвижимости в среднесрочной перспективе, но рост профессионализма покупателей и нежелание откладывать загородный отдых на туманную перспективу четко видны уже сейчас.
Материал и фото предоставлены компанией «Волжские дачи»