ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В России планируется разработка комплексного цифрового решения для строительства сложных промышленных объектов

Планируется создание комплексного национального решения в области технологий информационного моделирования (ТИМ) для строительства сложных промышленных объектов в России. Для этого будут объединены усилия отечественных компаний-разработчиков, индустриальных заказчиков и профильных органов исполнительной власти. Минстрой России в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом», которая является коорди...

Оценка строительной отрасли будет основана на том, насколько широко и эффективно внедрены технологии искусственного интеллекта

На заседании Экспертной группы по внедрению искусственного интеллекта при Минстрой России обсудили создание единой методики для оценки применения ИИ в строительной отрасли. Эта методика должна отражать готовность компаний к использованию искусственного интеллекта и стать основой для формирования реестра отечественных ИИ-решений. Инициатива была высказана на сессии «Искусственный интеллект в девело...

На выставке «Россия» на ВДНХ обсудят вопросы цифровизации строительной отрасли

На международной выставке-форуме «Россия» пройдет стратегическая сессия «Цифровое строительство: от идеи к практике цифровизации отрасли в регионах». Организатором мероприятия выступает Центр компетенций Российской Федерации по цифровой трансформации строительной отрасли и Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Строительство» при Минстрое России. Национальная цель развития «Цифровая трансформа...

Министерство строительства России утвердило методику определения стоимости информационной модели в строительной отрасли

Приказом Минстроя России были внесены коррективы в Методику определения сметной стоимости различных видов работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, демонтажа и работ по сохранению объектов культурного наследия. Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Константин Михайлик, одним из ключевых аспектов применения информационного мо...

После 8 лет разбирательств было принято решение в пользу жильцов многоквартирных домов

27 марта 2024 года был принят законопроект в третьем чтении, который дает жильцам возможность самостоятельно выбирать провайдера в многоквартирных домах (МКД), что станет еще одним важным шагом к свободному подключению домашнего интернета. С 2016 года отрасль связи активно выступала за честную конкуренцию. За это время стоимость размещения оборудования операторами росла, а отсутствие конкуренци...

В России 759 городов признаны благоприятными для проживания

По результатам расчета индекса качества городской среды для 1 117 городов за 2023 год благоприятными для проживания признаны 759 городов при плановом значении 603 города. Среднее значение индекса составляет 200 баллов при плановом значении 198 баллов. Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году составил 18% при плановом значении 17%. «Индекс качества городской сре...

19 Января 2010

Обзор производства асфальта в России в 2009 году

Про асфальт (асфальтобетон) агентство ABARUS Market Research на страницах газеты «Стройка» пишет 3-й раз за два года. Первый обзор (август 2008 год) был посвящен ожиданию того, что 2008 год станет для асфальта четвертым по счету годом активного роста. Второй обзор (февраль 2009 год) подтвердил ожидания и озвучил опасения, ожидающие асфальтобетонное производство в текущем году. Наконец, под занавес года, в настоящем обзоре, который стал уже третьим, мы рассмотрим текущее положение дел в этом сегменте.


Производство

В 2007 году прирост составил 41 % по отношению к предыдущему году и достиг 34 млн тонн. В середине 2008 года предполагалось, что будет зафиксирован существенный прирост производства, так как по результатам первого полугодия предприятиями страны было выпущено 11,7 млн тонн асфальта, что примерно на 30 % больше соответствующего периода прошлого года. Производство асфальтов подстраивается под климат, поэтому во второй половине года обычно производится 60-70 % всего годового объема асфальта в стране.

Однако финансовый кризис, особенно сильно сказавшийся именно во второй половине года, привел к тому, что в результате прирост 2008 года оказался скромнее – практически такой же, как и в 2006 году – около 17 %. Правда, в создавшихся условиях это было тоже немало.

Рис. 1. Динамика производства всех видов асфальта в РФ по месяцам, 2008-2009 гг.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Таким образом, выпуск асфальтобетонов в стране рос четыре года подряд (см. рис. 2), но кризис 2009-го не преминул сказаться. На рис. 1 показаны объемы производства по месяцам с января 2008 года до ноября 2009-го, что позволяет сделать неутешительный прогноз: в 2009 году было выпущено на 30 % меньше асфальта, чем в предыдущем. Этот объем соответствует результатам 2006 года.

Рис. 2. Динамика производства всех видов асфальта в РФ, 2002–2009 гг. (2009 г – прогноз ABARUS Market Research).
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.


Соотношение видов

Асфальтовые смеси, как известно, могут быть изготовлены горячим, теплым и холодным способом в зависимости от способа смешивания компонентов во время их приготовления, а также от способа укладки. При этом смеси могут быть двух видов: подогретые (горячие или теплые) асфальтовые смеси, полученные путем соединения подогретого щебня и подогретого связующего вещества или холодного щебня, помещаемого в подогретое связующее вещество, или теплый щебень загружается в холодное связующее вещество.

Горячий асфальтобетон делится в свою очередь на катаный и литой. Горячий катаный асфальт – наиболее популярный материал.

Рис. 3. Процентное соотношение производства асфальта в России по видам
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

На рис. 3 дано процентное соотношение произведенных в РФ асфальтовых смесей согласно статистическому делению. Большая часть произведенной продукции – это горячие и теплые катаные асфальтобетоны, асфальт литой занимает около 9%, а холодный – около 3 %. В 2009 году, по сравнению с 2007-м, катаного асфальта стало производиться чуть больше, в основном за счет литого (изменение на 1 % в том и другом случае), холодного асфальта выпускается примерно тот же объем.

Таким образом, соотношение этих различных видов бетонов между собой в последние четыре года является практически постоянным.

Рис. 4. Процентное соотношение производства асфальта в России по видам
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

В 2006-2008 гг. была заметна некоторая склонность к увеличению долей холодного и горячего литого асфальта, что видно на рис. 4. Но в 2009 году более стандартный катаный асфальт снова вернулся к своим 90 %.

На рис. 5 изображена динамика российского производства асфальтов в течение трех последних лет по месяцам. Основная масса выпуска и работ приходится, естественно, на летние месяцы и начало осени. Пик укладки холодного асфальтобетона приходится на самые теплые летние месяцы – июнь-июль, массовые работы начинаются в мае и снижаются в ноябре. С горячим асфальтобетоном активнее всего строители работают с мая по октябрь (экстремум производства литого обычно приходится на сентябрь).

Рис. 5. Сравнительная динамика производства асфальта в РФ по видам в 2007–2009 гг.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Как видно из рисунка, кризис сказался на производстве самого распространенного типа асфальта – катаного – в последние три месяца 2008 года, когда выпуск практически сравнялся с уровнем позапрошлого года, однако отрицательных значений не зафиксировано. Однако в 2009 году падение дало о себе знать с самого начала года, и к его концу улучшений не предвидится.

Что касается горячего литого асфальта, то его производство в течение всех трех лет носит неровный характер. Несколько другая картина на диаграмме, посвященной холодному асфальту. В 2008 году кризисные явления пощадили этот сегмент – в течение всего строительного сезона зафиксированы значительные приросты, и только к концу года они замедляются. Однако в 2009 году выпуск упал практически в 2 раза.


Сопутствующие материалы

Другим важным строительным материалом, использующимся в щебень и гравий.

Динамика производства щебня и гравия практически повторяет картину, которую демонстрирует асфальтобетон, – тот же высокий рост после 2004 года, та же «ступенчатая» линия приростов в 2005–2008 гг. (ежегодное чередование высоких и умеренных темпов прироста), такое же падение – порядка 30 % – в 2009 году.

Рис. 6. Производство щебня и гравия в РФ, 2002–2009 гг. (2009 г. – прогноз ABARUS Market Research)
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Наблюдения ABARUS Market Research показывают, что ежегодные приросты выпуска асфальтобетона примерно в полтора раза выше, чем у щебня и гравия, поэтому отношение выпуска этих двух видов строительных материалов по отношению друг к другу (количество м³ щебня и гравия на 1 тонну асфальтобетона) в течение 2005–2008 гг. уменьшается (см. рис. 7): с 6,3 м³ в 2005 году до 5,1 м³ в 2008 году. Это наблюдение может свидетельствовать о следующем:
• Уменьшение количества щебня и гравия в составе готовых асфальтобетонов в связи с постепенным переходом дорожно-строительной отрасли на применение современных видов асфальта, содержащих более мелкие фракции наполнителя.
• Увеличение числа дорог с асфальтобетонным покрытием в противовес более экономичным видам дорожного устройства – грунтовых, черногравийных и гравийных дорог.

Не исключено, что в действительности снижение этого соотношения может быть еще более ярко выражено, так как следует учитывать, что щебень и гравий используются и в других сферах строительства, а не только дорожном.

Правда, в 2009 году это соотношение немного повысилось, возможно, по причине того, что в условиях финансовой стесненности в дорожном хозяйстве опять стали использовать больше нерудных материалов.

 

Производители

Официальная статистика до сих не располагает данными о производстве отдельных компаний, поэтому нам придется опираться на имеющиеся результаты 2007 года.

Среди отечественных производителей асфальта много предприятий с государственным или муниципальным управлением. В больших объемах асфальт производят, как правило, дорожно-строительные компании, производители бетона, нефтепродуктов и т. д.

В таблице приведены данные по основным производителям асфальтобетонов и асфальта в стране. Их статистическое разделение на производителей горячих и холодных асфальтобетонов, а также асфальта не всегда соответствует реальному ассортименту данных компаний, так как производители нередко выпускают большой спектр видов асфальтов, однако в таблице это разнообразие не удалось отразить (к примеру, среди 20 крупнейших производителей выпускающими как горячий, так и холодный асфальт оказались только два предприятия – ФГУП «Свердловскавтодор» и ГУП «Волгоградавтодор»).

Рис. 7. Количество кубических метров произведенного в РФ щебня и гравия на 1 тонну произведенного асфальтобетона, 2005–2009 гг.
Источник: Расчеты ABARUS Market Research.

Лидер списка ОАО «Асфальтобетонный завод №1» (Санкт-Петербург) был основан в 1932 году и в настоящее время является первым специализированным предприятием в Санкт-Петербурге (а также и в стране) по производству асфальтобетонных смесей. Сегодня «АБЗ-1» производит весь спектр асфальтобетонных смесей, необходимых для строительства и ремонта дорог. Это крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные, горячие плотные и пористые асфальтобетонные смеси (более 20 различных рецептов).

Сегодня компания располагает четырьмя асфальтовыми заводами, общая мощность которых составляет свыше 12 000 тонн асфальта в день. За последние три года производство увеличилось в 2,5 раза. Начиная с 1999 года, ОАО «АБЗ-1» активно формирует группу вертикально интегрированных компаний, в которую входят две дорожно-строительные организации, автотранспортная компания, предприятие по добыче щебня, а также фирма, отвечающая за железнодорожные перевозки.

Открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» – одна из крупнейших и известных российских нефтяных компаний. Сфера деятельности компании охватывает разведку, устройство и разработку нефтяных и нефтегазовых месторождений, добычу и реализацию нефти и газа, производство и сбыт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. Выпуск асфальтобетона для этой компании, несмотря на внушительные объемы, является побочным производством.

Список ведущих отечественных производителей
асфальтобетонных смесей разных видов в 2006-2007 гг.


Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС.

ГУП «Башкиравтодор» – одно из крупнейших предприятий Республики Башкортостан, специализирующееся на строительстве, ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений. Сегодня «Башкиравтодор» имеет 59 филиалов по всей республике, в том числе дорожное строительное управление, управление производственно-технологической комплектации, завод по ремонту строительных и дорожных машин. Предприятием ежегодно строится около 150 км и ремонтируется 1 000 км дорог, а также содержится практически вся территориальная сеть дорог республики.

ФГУП «Свердловскавтодор» является лидером среди подрядных организаций дорожной отрасли Свердловской области. Осуществляет работы по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог, благоустройству территорий, площадок и т. д. Также занимается производством и реализацией асфальтобетонных смесей, железобетонных изделий (ЖБИ), проводит проектно-изыскательские работы. Мощности 45 асфальтобетонных заводов предприятия, расположенных в большинстве городов Свердловской области, позволяют ежегодно производить до 2 млн тонн асфальтобетонных смесей.

Открытое акционерное общество «Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов» (сокращенно ОАО «Трест Камдорстрой») является крупнейшим в Республике Татарстан и России подрядчиком по дорожному и аэродромному строительству, осуществляющим комплексное строительство, реконструкцию и ремонт аэродромных взлетно-посадочных полос, площадей аэровокзалов, автомобильных дорог любых категорий сложности с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием, надземных и подземных пешеходных переходов, гидротехнических сооружений. Собственное производство асфальтобетона позволяет осуществлять все эти виды строительных работ в больших объемах, в том числе и за пределами республики.

«Тюменское дорожно-ремонтное предприятие» производит асфальтобетон, так как специализируется на общестроительных работах по строительству тоннелей и подземных дорог, а также возводит здания и сооружения.

Петербургское предприятие ЗАО «Петерасфальт» начало свою деятельность в 1995 году и изначально специализировалось на производстве асфальтобетонных смесей. Со временем компания выросла в мощное многопрофильное предприятие, которое на сегодняшний день, помимо производства высококачественных асфальтобетонных смесей, выпускает товарный бетон и растворы, а также щебень.

На сегодняшний день производственные мощности ЗАО «Петерасфальт» включают: 3 завода по производству асфальтобетонных смесей, суммарная производительность которых составляет 6 000 тонн в смену; 6 заводов по производству товарных бетонов и растворов, позволяющих производить до 3 800 м³ продукции за смену; 2 дробильно-сортировочные установки для выпуска щебня.

Последним предприятием из списка, кратким описанием которого мы завершаем наш обзор, является ЗАО «Асфальт» (Мытищи). Компания производит асфальтобетон, бетон, битумы различных марок, песок, гранитный и известняковый щебень, минеральный порошок, а также проводит асфальтировочные работы и оказывает транспортные услуги.

Таким образом, видно, что для крупных компаний производство асфальтобетона редко бывает главным направлением деятельности, а чаще – сопутствующим. Федеральная служба государственной статистики насчитывает около 1 200 компаний-производителей разных видов асфальтов. В действительности их гораздо больше, так как асфальт и асфальтобетон может производиться на небольших установках, как стационарных, так и мобильных.

Таким образом, в производстве асфальтобетонов участвует не только крупный и средний бизнес, но небольшие фирмы, которые не отчитываются перед статистическими органами о своей деятельности. В связи с этим можно предположить, что приведенные выше данные по объему производства асфальта в стране несколько занижены, так как базируются на статистических данных. Погрешность может составлять от 10 до 15 %, однако общая динамика – значительный рост в последние четыре года – является достоверной, даже несмотря на погрешности статистического учета.

Предприятия, производящие асфальтобетонные смеси, так же, как и многие другие отрасли, в 2008-2009 гг. в полной мере почувствовали на себе влияние кризиса. Многие заводы в 2009-м действовали в режиме неполного рабочего времени, некоторых коснулись и сокращения.

Кол-во просмотров: 14807
На правах рекламы
Яндекс.Метрика