ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Недвижимость на Госуслугах надёжно защищена

Новость о том, что мошенники могут завладеть чужой квартирой на Госуслугах, — фейк. На портале нет функционала, позволяющего купить или продать недвижимость. Можно только подать заявление в Росреестр на регистрацию права собственности. Заявление подписывается в приложении «Госключ». Решение о регистрации недвижимости принимает Росреестр после тщательной проверки оснований. Можно ли подде...

Строители Тихоокеанской железной дороги успешно завершили сбойку технологической автодороги

Важное событие на строительстве Дальнего Востока: строители Тихоокеанской железной дороги успешно завершили сбойку технологической автодороги, которая проходит вдоль железнодорожного пути от Якутии до Тихоокеанского побережья. Эта технологическая автодорога протяженностью 515 км соединяет Эльгинское месторождение коксующихся углей в Якутии с морским терминалом «Порт Эльга» в Хабаровском крае. С...

Комментарий замглавы Минстроя России Никиты Стасишина о продлении "Семейной ипотеки"

«Семейная ипотека под 6% была и останется самой востребованной программой с господдержкой: только в 2024 году года по ней выдано более 213 тыс. кредитов на 1176 млрд рублей. Программа показала себя как действительно эффективный механизм для улучшения жилищных условий семей, имеющих детей. Сейчас по Поручению Президента она продлена, адресность ее повысилась. С новыми параметрами ипотека такж...

Во Владивостоке открыт новый физкультурно-оздоровительный комплекс в рамках программы "50 модульных спортивных залов в школах ДФО"

В школе №56 города Владивостока состоялось торжественное открытие нового спортивного зала, построенного за счет Единой президентской субсидии по инициативе полпреда Дальневосточного федерального округа Юрия Трутнева при поддержке Минвостокразвития России в рамках программы «50 модульных спортивных залов в школах ДФО». В новом спортивном зале внедрен проект «Киокусинкай в школу», обеспечивающий нео...

Правительство утвердило правила предоставления регионам субсидий на завершение недостроев

Правительство направит субсидии регионам на сокращение количества долгостроев. Утверждено постановление №909 о правилах предоставления регионам субсидий для завершения строительства или реконструкции объектов, которые не были сданы в установленные сроки. Документ подготовлен Минстроем России и подписан Председателем Правительства Михаилом Мишустиным. «Министерством строительства и ЖКХ Россий...

Российские компании в сфере туризма планируют вложить средства в строительство гостиниц и глэмпингов на Курильских островах

Завершилась деловая поездка на Кунашир, организованная Министерством Восточного развития России и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) при поддержке правительства Сахалинской области по поручению заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Семь крупных российских компаний, специали...

4 Сентября 2012

Особенности торговли напольными покрытиями

Формирование цивилизованных форм - рынки отступают

Торговля строительными материалами в мегаполисе или небольшом городке на несколько десятков тысяч жителей - конечно, между ними существуют отличия, и в первую очередь всплывают недавние картины советского прошлого: в Москве есть все (или почти все), а провинция довольствуется редким завозом стандартного ассортимента. В настоящее время многое изменилось. В предыдущих обзорах для Floornet мы писали, что рынок DIY в регионах развивается активнее, крупные федеральные сети гораздо чаще празднуют открытия в городах среднего масштаба, чем в миллионниках, а также о том, что существуют регионы, где строительных магазинов надушу населения больше, чем в Москве.

К одним из таких регионов относится Санкт-Петербург и Ленинградская область. Официальная статистика организации торговли по форматам свидетельствует, что Ленинградская область - одна из территорий РФ, наиболее активно отказывающихся от формата открытых рынков. Это касается торговли всеми товарами, но и отделочные материалы не являются здесь исключением. Еще совсем недавно, восемь лет назад, более 20% розничного торгового оборота Ленинградской области приходилось на рынки (в полтора раза больше, чем в Московской области), а теперь - чуть больше 2%. Таким мизерным количеством рынков может похвастаться еще лишь Республика Коми, слабозаселенная и располагающаяся в неблагоприятном климате. В Московской области тоже заметна тенденция к снижению роли открытых рынков, но к настоящему времени она смогла добиться успехов в снижении только до 8%.

Добавим к этим регионам еще пару других, кардинально отличающихся территорий, для того чтобы изучение торговой специфики было наиболее полным - Новосибирскую область и Краснодарский край.

Рис.1.Доля рынков в общем объеме розничной торговли Московской и Ленинградской области, % Источник. Данные Росстата.
Рис.1.Доля рынков в общем объеме розничной торговли Московской и Ленинградской области, % Источник. Данные Росстата.


Рис. 2. Доля рынков в общем объеме розничной торговли Новосибирской области и Краснодарского края, % Источник: Данные Росстата.
Рис. 2. Доля рынков в общем объеме розничной торговли Новосибирской области и Краснодарского края, % Источник: Данные Росстата.

Новосибирская область интересна тем, что основная часть населения и, соответственно, экономических процессов (около 60%) приходятся на областной центр - Новосибирск, а остальные населенные пункты и невелики, и немногочисленны. Лишь город Бердск располагает населением в 99 тыс. человек, и менее 10 городов имеют численность более 20 тыс. человек.

Краснодарский край, напротив - территория с плотным и довольно равномерно распределенным населением. Здесь, помимо самого Краснодара, располагаются три крупных города с численностью населения более 100 тыс. человек (Сочи, Новороссийск и Армавир), а число средних по масштабу городов и станиц - более 30.

Неудивительно, что климат и пригодность для жизни играют определяющую роль в формировании экономического уклада жизни регионов, поэтому нетрудно предположить, что в Краснодарском крае статистика открытых рынков должна быть выше по сравнению с Новосибирской областью. В настоящее время так и есть - в приморских регионах рынки играют в два раза более активную роль, чем в Сибири. Значение рыночной торговли всегда было высоким для Краснодарского края, и в последние годы хоть и наметилось некоторое снижение, но высокая доля рынков продолжает сохраняться. А вот развитие Новосибирской области напоминает подмосковную динамику - в 2002 году доля рынков составляла около 20%, а теперь - около 9%. При этом Московская область - очень плотно заселенный район, где, помимо самого мегаполиса, помещаются 17 городов с населением от 100 до 200 тыс. человек, а также можно насчитать 35-40 населенных пунктов среднего масштаба, не говоря уже о многочисленных небольших поселках.

333.jpg
Количественная характеристика развития торговых точек строительной тематики в различных регионах страны
Источник: Расчеты ABARUS Market Research по данным Росстата.


Малые города на рынке напольных материалов

Как же сравнить торговлю отделочными материалами в таких разных по характеру регионах? В качестве модели выберем город с населением от 20 до 40 тыс. человек. В Новосибирской области под этот критерий подходят города Барабинск, Карасук, Обь, Татарск, Тогучин, Линево, Черепаново. В Ленинградской области к таким городам относятся Тосно, Сестрорецк, Луга, Сланцы, Кировск, Отрадное, Пикалево, Лодейное поле, Приозерск и Подпорожье.

В европейской части и на юге страны городов такого формата - большинство, под такую величину подпадают по 20-25 городов, поэтому назовем несколько, чей масштаб колеблется вокруг цифры 30 тыс. человек. В Московском регионе это Истра, Щербинка, Луховицы, Можайск, Дедовск, Сходня, а в Краснодарском крае Приморско-Ахтарск и станицы Павловская, Староминская, Кущевская, Горячий ключ, Полтавская.

Вот такие населенные пункты являются сегодня предметом нашего анализа. Города с численностью от 20 до 40 тысяч человек, пожалуй, - самый распространенный и универсальный городской формат в современной России. Такие города часто выступают районными центрами, они характерны как для густонаселенных центральной, южной, поволжской или уральской частей страны, так и для менее обжитых районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эти города живут, строятся, развиваются, обустраиваются, в них могут функционировать небольшие производства, фабрики, в том числе строительной направленности (например, кирпичные, бетонные заводы, предприятия по обработке древесины, производству окон и дверей, мебели), но в них, как правило, не располагаются мощности по производству напольных материалов.

Современное производство напольных покрытий-это сложный, многоступенчатый, ресурсозатратный процесс, с современным автоматизированным оборудованием и строгими экологическими требованиями, которому выгодно быть крупномасштабным, в том числе и потому, что спрос на напольные материалы в России очень велик. В рамках многомиллионной страны отдельный небольшой город может предложить разве что особую, эксклюзивную продукцию - например, штучный паркет. Наиболее же востребованные напольные материалы - линолеум, ламинат, ковролин, керамическая плитка-выпускаются либо в городах - промышленных центрах, либо в населенных пунктах, не утративших данное производство с советских времен, но в любом случае это города с населением не меньше 100 тыс. человек.

Кстати, именно в таких довольно крупных городах располагаются дилерские центры крупнейших российских производителей напольных материалов. Если посмотреть на расположение дилеров компании Tarkett в Московской области, то они сосредоточены в основном в городах численностью более 50 тыс. человек - Подольск, Дмитров, Солнечногорск, Кпимовск, Пушкино, Жуковский, Чехов, Серпухов и других, а также на пересечениях ведущих трасс с кольцевой автодорогой. Редким исключением смотрится город Пущино (20 ты-с.человек).


Количество магазинов в малых городах

Каков же формат торговли напольными материалами в небольших городах, если крупные оптовые торговцы их избегают? Анализ показывает, что это в основном субдилеры, небольшие и средние магазины с широким ассортиментом строительных и отделочных материалов (неспециализированные), отдельно стоящие павильоны, а также постоянные точки в крупных торговых центрах. Не стоит забывать и о традиционных открытых рынках, которые по-прежнему являются одной из основных возможностей для российского покупателя приобрести отделочный материал, но как мы уже видели, их значение неодинаково в различных регионах страны.

Официальная статистика помогает понять некоторую специфику торговли в городах с различными природными и экономическими характеристиками. Так в городах Северо-Западного федерального округа, в частности, в Ленинградской области, очень мало открытых рынков, участники предпочитают сбывать продукцию через магазины и павильоны, при этом в 30-тысячном городе может функционировать 1 торговый центр строительной направленности (но не во всех, в некоторых городах нет).

В Московской области на один такой город приходится 6-7 строительных магазинов, 4-5 павильонов, 1 торговый центр и 1-2 открытых рынка. В Новосибирской области рынки встречаются чаще, по крайней мере 1 строительный рынок приходится на каждый новосибирский город 30-тысячник, зато магазинов и павильонов меньше, торговые центры также встречаются не всегда.

В Краснодарском крае, как уже отмечалось выше, открытых рынков очень много, правда, большая часть из них не имеют к строительству никакого отношения, ведь Краснодарский край - это регион-курорт, который озабочен торговлей фруктов, сувениров и пляжной продукции. Но в любом случае строительные рынки здесь встречаются чаще, чем в заснеженной Сибири или на Севере, также достаточно много и магазинов, а вот торговые центры на юге по-прежнему являются редким форматом торговли строительными и отделочными материалами.

Рис. 3. Количественная характеристика развития торговых точек строительной тематики в различных регионах страны
Рис. 3. Количественная характеристика развития торговых точек строительной тематики в различных регионах страны
Источник: Расчеты ABARUS Market Research по данным Росстата.


Форматы торговли в малых городах

Существует три основных формата постоянной работы в таких торговых точках, которых придерживаются как фирмы-продавцы, так и фирмы-производители. Самые крупные продавцы располагают складом, на котором хранятся наиболее ходовые коллекции. Альтернативный формат - ознакомление покупателя с ассортиментом по каталогу с возможностью дальнейшего заказа (аналогично Интернет-торговле). Третий вариант - работа с выставочными образцами.

Но самым распространенным способом является комбинированный - сочетание всех трех форматов. Удобно, когда продавец может предложить и складскую программу, и заказ по каталогу с возможностью увидеть и потрогать образец товара в магазине. Образцы покупаются, как правило, со скидками от 25% до 60% от розничной цены. При этом выставляемый материал не подлежит продаже, а находится в шоу-руме дилера (или субдилера). Производитель, как правило, рекомендует в качестве образцов самые продаваемые коллекции, остальные расцветки покупатель может посмотреть по каталогу.

Некоторые продавцы работают исключительно по каталогам. Этот формат часто используется на начальной стадии сотрудничества, но может быть и постоянным. Заказанные по каталогу материалы оформляются в заявку и отправляются в центральный офис компании-поставщика, при этом ответственность за сроки и качество поставленной продукции лежит на дилере.

Интересно отметить, что для компаний, работающих только под заказ, сроки поставок обычно ниже, чем у тех, которые применяют складскую или комбинированную программу. Это связано с тем, что у таких продавцов более тесные связи с производителями или импортерами и более плотный поток заявок (поскольку весь объем идет через заказы). Российские материалы благодаря своему многообразию имеют широкий диапазон условий поставки. Как правило, это может быть поставка как со склада, так и под заказ.

Система дилерских скидок очень разнообразна. Компании, заинтересованные в активном развитии региональной сети, стараются предлагать 2-3 дилерские программы, в соответствии с которыми, чем больше продажи дилера, тем большую скидку он получает.

* 1 уровень дилерской программы - 20-25%
* 2 уровень дилерской программы - 30%
* 3 уровень дилерской программы - 35% Скидки также зависят от вида продукции - на импортные материалы, как правило, дилерские скидки меньше, чем на отечественные (например, 25% и 35% соответственно), это связано с длинной цепочкой представительства - компании-импортеры ограничены в возможностях понижать цены на продукцию, проходящую столь долгий путь от производителя к покупателю.

Скидочная политика очень важна для продавцов, работающих в небольших городах, ведь покупательная способность населения здесь не так высока, как в городах-миллионниках. Кроме того, стоит отметить, что малые города являются основными потребителями продукции экономкласса: линолеума, недорогого ламината, отечественных ковровых дорожек. Покупатель здесь не очень избалован сервисом, и практически не претендует на него - главное, чтобы была возможность достаточного выбора по приемлемой цене.

Кол-во просмотров: 13928
На правах рекламы
Яндекс.Метрика