ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

18 Мая 2009

Рынок подъемного оборудования. Лифты

Классификация лифтов

Сегодня большинство из нас таким удобным изобретением цивилизации, как лифт, пользуется ежедневно. При этом создается впечатление, что все современные лифты одинаковы. Отличия можно заметить только в размерах, материале изготовления и во внешнем виде, который чаще всего связан с «возрастом» лифта и временем его установки. Однако разновидностей лифтов достаточно много.

Основной классификацией лифтов выступает классификация по назначению. По этому признаку лифты подразделяются на две большие группы: пассажирские и грузовые, которые, в свою очередь, тоже имеют особенности.

Пассажирские:
- для многоэтажных жилых зданий;
- для общественных зданий;
- для зданий промышленных предприятий;
- больничные;
- для загородных домов.
   
Грузовые:
- обычные грузовые;
- грузовые с монорельсом, у которых под потолком кабины устанавливают балку, к которой подвешивают грузоподъемное устройство;
- выжимные, в которых подъемная сила приложена к низу кабины;
- тротуарные, у которых кабина выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк;
- грузовые малые, предназначенные для подъема и спуска небольших грузов.
    
По способу обслуживания лифты делятся на следующие категории:
- лифты самостоятельного пользования;
- лифты, управляемые проводником.
    
По скорости движения кабины лифты делятся на следующие категории: 
- тихоходные (до 1 м/с);
- быстроходные (от 1 до 2 м/с);
- скоростные (от 2 до 4 м/с);
- высокоскоростные (свыше 4 м/с).

В зависимости от типа шахты лифты подразделяются несколько видов с различными вариантами установки:
- в глухой шахте (кирпичная, железобетонная);
- в металлокаркасной шахте;
- в комбинированной шахте.
    
По конструкции дверей шахты и кабины лифты делятся на следующие категории:  
- с распашными дверями;
- с раздвижными дверями.
   
По виду привода дверей существуют лифты следующих категорий:
- с ручным приводом (двери шахты и кабины открывает сам пассажир);
- полуавтоматический привод шахтных дверей (двери открываются вручную, а закрываются автоматически с помощью доводчика);
- автоматическим приводом;
- комбинированным приводом.
   
В зависимости от конструкции тягового органа лифты подразделяются на следующие категории:
- канатные;
- цепные, в которых используется цепь Галля;
- ленточные;
- винтовые, оснащенные передачей винт-гайка;
- плунжерные;
- реечные, в которых применяется приводная шестерня и зубчатая рейка.
    
В зависимости от характера воздействия канатов на кабину лифты делятся на следующие категории:
- с верхней канатной подвеской;
* выжимные, в которых тяговые канаты охватывают кабину снизу

По схеме запасовки тяговых канатов лифты выполняются:
* с прямой подвеской
* полиспастной подвеской
* канатным мультипликатором

Машинное помещение лифта может быть выполнено следующим образом:
- с верхним машинным помещением (над шахтой);
- с нижним машинным помещением (под шахтой или сбоку от нее);
- без машинного помещения.

Таблица 1
Данные выпуска российскими производителями лифтов, шт.

таблица
Источник: ФСГС РФ

В качестве обзорного материала можно сделать экскурс в прошлое американской компании «Отис» – крупнейшего мирового производителя лифтов, эскалаторов и движущихся дорожек, названная в честь американского инженера и основателя компании Э. Отиса. Компания располагает большими производственными мощностями по всему миру, имеет собственное производственное подразделение и в России, о его деятельности мы расскажем ниже.

Отис еще в 1854 году изобрел устройство для безопасного подъема (с так называемыми «ловителями»). На выставке в Нью-Йорке Отис становился на открытой платформе подъемника и обрубал удерживавший ее канат, при этом платформа оставалась на месте и не падала в шахту благодаря ловителям. Первый пассажирский лифт такого типа был установлен в Нью-Йорке в 1857 году. Именно изобретение Отиса сделало возможным строительство небоскребов.

Однако среди его изобретений были и менее удачные модели. К примеру, в 1859 году фирма Отиса поставила в отеле «Пятая авеню» винтовой лифт. От подвала до чердака здание пронизывал огромный металлический винт, а кабина ходила по нему, как гайка. Винт вращался через шкив ремнем от паровой машины, стоявшей в подвале. Когда винт вращался вправо, кабина шла вверх, влево – вниз. Чтобы кабина не вращалась вместе с винтом, вдоль одного ее угла в шахте лифта проходил рельс-ограничитель. Но эта система оказалась медленной, неудобной и дорогой. Всего было смонтировано только два таких лифта. В отеле «Пятая авеню» он был заменён в 1875 году. В этот период лифты, как правило, приводились в движение паровой машиной по направляющим, подъемные канаты наматывались и сматывались с барабана. В США такие лифты назывались «вертикальная железная дорога».

В дальнейшем лифты модернизировались, и на сегодняшний день человечество располагает бесшумными электрическими лифтами, которые рассчитывают ускорение при подьеме и спуске, с разнообразной отделкой кабин, панорамным обзором и т. д. Именно о таких лифтах мы и будем вести речь в настоящей статье.

   
Производство лифтов в России


На рис. 1 дана динамика производства лифтов всех типов в России за 2002–2008 гг. Производство росло до 2007 года, а в 2008 году наступил спад, т. к. производство лифтов жестко зависит от строительства зданий. В 2008 году, как известно, в строительстве наметился спад из-за кризиса. И хотя в самом 2008 году прирост жилищного строительства был положительный, выпуск лифтов снизился из-за потери надежды сбыта в предстоящем строительном сезоне 2009 года. В текущем году ожидается продолжение снижения производства.
диагрмма 
Рис. 1. Динамика производства лифтов всех типов в России за 2002–2008 годы, шт.
Источник: ФСГС РФ

В России официальной статистикой насчитывается всего 7 заводов, производящих лифты. Серьезными производителями можно считать только 3 из них: Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод и «Отис Лифт». В 2008 г. Щербинский лифтостроительный завод выпустил 11 135 лифтов, Карачаровский механический завод – 6 606, «Отис Лифт» – 2 814. К мелким производителям можно отнести следующих: «Сибирский лифт» – 272 единицы, «Стилкон» – 188, МЭЛ – 154 и Омский завод подъемных машин – 29 единиц в 2008 году.
диаграмма
Рис. 2. Динамика производства лифтов всех типов по предприятиям за 2002-2008 годы, шт.
Источник: ФСГС РФ

диаграмма
Рис. 3. Динамика долей производителей лифтов всех типов по предприятиям за 2002-2008 годы, %.
Источник: ФСГС РФ


Из динамики долей отдельных предприятий в общем объеме выпуска (рис. 3) видим, что «Отис Лифт» и Щербинский лифтостроительный завод постепенно в течение всего рассматриваемого периода занимают все большую долю рынка за счет Карачаровского механического завода, который в 2008 г. к тому же сократил производство.


Щербинский лифтостроительный завод

ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» – старейшее лифтостроительное предприятие. Сегодня это один из основных производителей лифтового оборудования, который изготавливает широкий ассортимент лифтов и подъемников с электрическим и гидравлическим приводом.

ЩЛЗ выпускает:
* пассажирские лифты грузоподъемностью 240, 400, 630 и 1000 кг со скоростью движения до 2,5 м/с;
* подъемники и лифты для перевозки пассажиров в кресле-коляске;
* лифты для лечебно-профилактических учреждений грузоподъемностью 500 и 630 кг;
* малые грузовые лифты грузоподъемностью 100 и 250 кг;
* грузовые лифты грузоподъемностью от 500 до 5000 кг.

За последние 2 года были внедрены в серийное производство:
* подъемники для транспортирования автомобилей в многоэтажных гаражах;
* пассажирские лифты с применением регулируемых приводов на базе частотных преобразователей;
* грузовые лифты во взрывозащищенном исполнении;
* сертифицированные двери шахты в противопожарном исполнении с различными пределами огнестойкости;
* лифты для транспортирования пассажиров на инвалидных колясках.
диаграмма 
Рис. 4. Динамика производства лифтов всех типов ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» за 2002–2008 гг., шт.
Источник. ФСГС РФ

диаграмма
Рис. 5. Динамика производства лифтов всех типов ОАО «Карачаровский механический завод» за 2002–2008 гг., шт.
Источник. ФСГС РФ

диаграмма
Рис. 6. Динамика производства лифтов всех типов ООО «Отис Лифт» за 2002–2008 гг., шт.
Источник. ФСГС РФ


Таблица 2
Производители грузовых лифтов, шт.
таблица
Источник. ФСГС РФ

диаграмма
Рис. 7. Динамика производства грузовых лифтов в России за 2002–2007 гг., шт.
Источник. ФСГС РФ

диаграмма
Рис. 8. Динамика производства пассажирских лифтов в России за 2002–2007 гг., шт.
Источник. ФСГС РФ


ЩЛЗ стремится к повышению качества лифтов и подъемников путем обновления парка оборудования, внедряя передовые технологические процессы, дизайнерские решения и современные отделочные материалы. Отделка купе кабины лифта может быть выполнена с применением пластика импортного производства, текстурированной нержавеющей стали или окрашена твердым лакокрасочным покрытием. Также используются разнообразные поручни, светильники, панели управления и напольные покрытия.


Карачаровский механический завод

OАО «Карачаровский механический завод» выпускает лифты, мобильные грузопассажирские подъемники, а также башенные краны. В номенклатуре предприятия насчитывается более 70 видов лифтов различной грузоподъемности (от 100 до 5000 кг). Завод производит пассажирские и грузовые лифты. Предприятие выпускает лифты в том числе и по индивидуальным заказам.

Стены и двери кабины лифта изготавливаются из металлических модулей, окрашенных порошковыми эмалями, нержавеющей стали, тисненого алюминия, пластика или шпона ценных пород дерева. При отделке стен кабин могут быть использованы кожа, панели из натурального камня, зеркала. В кабине могут быть установлены декоративные элементы. Отделка потолка производится тисненым алюминием, нержавеющим листом, декоративными панелями, металлическими листами, окрашенными порошковыми эмалями. Для освещения кабины применяются лампы дневного освещения, галогеновые и люминесцентные светильники. Отделка пола выполняется листами алюминия с выпуклым рисунком, линолеумом, ковролином или натуральным камнем. Лицевые поверхности панели управления – металлические, с окраской порошковой эмалью или сделаны из нержавеющей стали.


«Отис Лифт»

«Отис» – филиал одноименной американской компании (Otis) в России. Продукция «Отис» предлагается более чем в 200 странах. В общей сложности в компании работают около 62 000 сотрудников, из которых 53 000 человек – за пределами США.

«Отис» на территории Российской Федерации является на сегодняшний день достаточно крупным производителем лифтов для разного типа зданий. Производственные мощности компании «Отис» в России представлены тремя производственными центрами: заводом по выпуску лифтов в Санкт-Петербурге, заводом по производству лифтовых лебедок в Щербинке и Сервис-центром по выпуску пакетов модернизации и запасных частей в Москве. В 2007 году оборот компании составил 327 млн. долл. Подразделения компании открыты в 45 крупных городах нашей страны. На территории всей России работают около 3500 сотрудников «Отис». Компания постоянно участвует в реализации строительных проектов путем поставки, монтажа и наладки лифтов и эскалаторов. Российский сайт «Отис» сообщает, что на полном или частичном техобслуживании компании находится каждый седьмой лифт страны.

Таблица 3
Производители пассажирских лифтов, шт.

таблица
Источник. ФСГС РФ

Для массового жилья «Отис» с 2004 года предлагает лифт Otis 1000R, выпускаемый санкт-петербургским заводом компании. Специально разработанный для российского типового жилья Otis 1000R отвечает высоким требованиям к качеству и безопасности ОТИС и при этом способен конкурировать по цене с российскими и западными аналогами.


Производство грузовых лифтов


Грузовые лифты производит в основном Щербинский лифтостроительный завод. Также грузовые лифты производит Карачаровский механический завод, но это не отображено в официальной статистике.


Производство пассажирских лифтов

Динамика производства пассажирских лифтов дана на рис. 8. С 2002 по 2007 гг. выпуск пассажирских лифтов вырос с 7205 до 20561 единиц.

В выпуске пассажирских лифтов лидирует Щербинский лифтостроительный завод (выпустил в 2007 году 9 636 лифтов, согласно официальной статистике), за ним следует Карачаровский механический завод (8 022) и «Отис Лифт» (2 264). Скорее всего, эта тройка лидеров закрепится в дальнейшем, судя по годовой динамике выпуска.

На рис. 9 дана динамика производства пассажирских лифтов в разрезе по предприятиям, она практически повторяет структуру производства всех типов лифтов.
диаграмма
Рис. 9. Динамика производства пассажирских лифтов по предприятиям за 2002–2007 гг., шт.
Источник. ФСГС РФ


Грузовые лифты занимают около 5% от всего выпуска лифтов, как видно из рис. 10, и с годами это соотношение не меняется.
диаграмма
Рис. 10. Соотношение долей пассажирских и грузовых лифтов за 2002–2007 гг., %
Источник. ФСГС РФ


Что касается импортно-экспортных операций, то импорт лифтов и скиповых подъемников с 2002 по 2008 гг. вырос с 1350 до 7300 единиц. Лифты в основном поставляются из Франции (1630 ед. в 2008 г, Германии (1390) , Китая (1260), Финляндии (1160) и Кореи (660). На экспорт в 2008 году отправлено всего 360 лифтов, в основном в Казахстан и на Украину. В 2008 г. средняя импортная цена составила 42 тыс. долл. за единицу, экспортная – 32 тыс. долл. С 2002 года структура импорта изменилась: лидировала Финляндия (328 лифтов в 2002 г, за ней шла Франция (292), Германия (237), Италия (170) и Корея (72).


В. ПЫЖОВ, аналитик агентства ABARUS Market Research

Кол-во просмотров: 14400
На правах рекламы
Яндекс.Метрика