ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
7 тыс. километров волоконно-оптической линии связи проложат в Якутии в рамках проекта «Синергия Арктики»

В рамках форума «Цифровой Алмаз» состоялся торжественный запуск одного из крупнейших проектов по развитию телекоммуникационной инфраструктуры Арктической зоны и труднодоступных территорий Российской Федерации «Синергия Арктики». Он обеспечит современными волоконно-оптическими линиями связи (ВОЛС) 61 населенный пункт в 15 арктических районах Якутии, где проживает около 50 тысяч человек. На период п...

Продажи российской строительно-дорожной техники за 9 месяцев упали на 41%

Ассоциация «Росспецмаш» констатирует глубокий кризис на рынке СДТ, вызванный высокой ключевой ставкой, ростом издержек и давлением импорта, и предлагает меры для стабилизации ситуации. Рынок российской строительно-дорожной техники (СДТ) продолжает демонстрировать резкое падение. По данным Ассоциации «Росспецмаш», за январь–сентябрь 2025 года отгрузки производителей на внутренний рынок сок...

Строительство крупнейшего в ДФО завода минеральных удобрений выходит на активную стадию

Реализация масштабного инвестпроекта по созданию Находкинского завода минеральных удобрений на территории ТОР «Находка» набирает обороты. В настоящее время строительство объекта перешло в ключевую фазу: полным ходом ведется монтаж зданий, установка технологического оборудования и возведение металлоконструкций будущего промышленного гиганта. Ход работ проинспектировали представители Корпорации разв...

Карачаровский механический завод и Сбер договорились о комплексной цифровизации жилья

Карачаровский механический завод (КМЗ) и Сбер подписали стратегическое соглашение о партнерстве, направленное на цифровую трансформацию сферы жилой недвижимости. Подписание документа состоялось в рамках Международной выставки коммунального хозяйства и строительства UtiliСon 2025. Цели партнерства: от «Умного дома» до управления ЖК Соглашение предусматривает совместную разработку и внедрение ...

Российский производитель «Ангара-Реактив» в 2,4 раза нарастил выпуск стратегической химической продукции при поддержке ФРП

Единственный в России производитель титанорганических соединений, компания «Ангара-Реактив», завершил масштабную модернизацию производственных мощностей в Ангарске. Благодаря проекту, реализованному при финансовой поддержке Фонда развития промышленности (ФРП), годовой выпуск титанатов увеличен в 2,4 раза – с 86 до 207 тонн. Общий объем инвестиций в развитие предприятия составил более 125 ...

Определены критерии отбора участников эксперимента по электронному взаимодействию для взыскания задолженности за ЖКУ

В рамках проведения эксперимента по электронному взаимодействию для взыскания задолженности за оплату ЖКУ определены критерии для участия организаций жилищно-коммунального хозяйства. К ним относятся: минимальное количество жилых помещений, по которым передаётся информация в ГИС ЖКХ, наличие программного обеспечения, автоматизирующего процесс взыскания дебиторской задолженности. Таким образом, у...

20 Ноября 2009

Рынок строительной техники

Производство стройтехники в России

По данным службы государственной статистики, в России существует 4 предприятия по производству бульдозеров, 16 предприятий по производству экскаваторов и 3 завода по выпуску автогрейдеров.

Объем выпуска трех основных видов строительной техники с 2004 года увеличивался значительными темпами в среднем по 15% в год. Падение объемов выпуска по итогам 2008 года составило -3%, по итогам 2009 года составит около -75%. Прогноз основывается по данным за январь–сентябрь 2009 г.

Таблица 1
 
Динамика структурного выпуска строительной техники российскими предприятиями, 2002–2009 гг., шт.

14.jpg

Источник: ФСГС РФ, *прогноз ABARUS Market Research.


15.jpg

Рис. 1. Динамика структурного выпуска дорожно-строительной техники российскими предприятиями, 2002–2009 гг., шт.

Источник: ФСГС РФ, *прогноз ABARUS Market Research.


Бульдозеры

Бульдозером называют специализированную технику, которая представляет собой колесный или, чаще, гусеничный трактор с установленным рабочим органом – отвалом. Отвал может быть как прямолинейный, так и криволинейный, который в обязательном порядке расположен вне колесной базы машины. Бульдозеры предназначены для послойного копания, перемещения и планировки грунтов. Этот вид специализированной техники применяется в карьерах при добыче полезных ископаемых, при ремонтно-строительных работах дорожного полотна, а также при строительстве недвижимости, каналов и прочих сооружений.

 

16.jpg

Рис. 2. Динамика производства бульдозеров по предприятиям за 2002–2008 гг., шт.

Источник: ФСГС РФ.

Бульдозеры различают, главным образом, по типу отвала. По этому критерию они делятся на машины:

—        с неповоротным отвалом, который устанавливается перпендикулярно продольной оси технического средства;

—        с поворотным отвалом, который можно монтировать диагонально с наклоном в обе стороны от продольной оси бульдозера или же перпендикулярно к ней;

—        с универсальным отвалом, который состоит из двух половин, соединенных на шарнирах, и может быть установлен как под наклоном к оси, так и перпендикулярно.

Бульдозеры последнего вида называют путеукладчиками.


17.jpg

Рис. 3. Динамика производства бульдозеров по месяцам за 2007–2009 гг., шт.

Источник: ФСГС РФ, *серым цветом выделен прогноз ABARUS Market Research.

Производством бульдозеров занимаются следующие заводы: ООО «Челябинский тракторный завод «Уралтрак»; ОАО «Чебоксарский завод промышленных тракторов»; ЗАО «Дормаш»
(г. Орел); ОАО «Уральский машиностроительный завод» (Челябинская область).

Крупнейшим производителем бульдозеров является Челябинский тракторный завод «Уралтрак», который в 2008 году выпустил 2 274 бульдозера. За ним следует Чебоксарский завод промышленных тракторов с объемом выпуска 772 единицы. Остальные заводы занимают незначительную долю в производстве. В 2009 году выпуск бульдозеров упадет более чем в 4 раза из-за падения спроса. Это отчетливо видно на помесячной динамике производства. Из-за кризиса страдают все производители.

Рис. 4. Динамика импорта бульдозеров в денежном выражении, млн. долл.                                                                                 

Источник: ФТС РФ, * прогноз ABARUS Market Research.

На рис. 4 дана динамика импорта бульдозеров в денежном выражении. До кризиса импорт рос высокими темпами, а в 2009 импорт упадет более чем в
3 раза – до 150 млн. долл., по сравнению с 2008 г, когда импорт достиг 545 млн. долл. Прогноз сделан на основании данных по импорту за январь–август 2009 г.

Основными импортерами являются Япония, США, Китай, Франция, Италия, Бразилия, Австрия и Польша. На остальные страны приходится незначительная доля импорта. Основными игроками на рынке импортных бульдозеров массой от 18 до 40 тонн являются лидеры мирового машиностроения, такие как Komatsu (Япония), Caterpillar (США), Liebherr (Швейцария). В продуктовой линейке этих производителей присутствует несколько моделей бульдозеров, предназначенных для строительства дорог.

Компания Komatsu имеет на рынке зарубежных бульдозеров наиболее сильные позиции, отчасти это обусловлено исторически сложившейся ситуацией. Именно бульдозеры Komatsu закупались для освоения северных регионов России. Первые машины Komatsu, появившись в 70-х годах прошлого столетия, зарекомендовали себя как надежное оборудование с высокой производительностью и удивительно долгим сроком эксплуатации.

Бульдозеры марки Caterpillar знакомы потребителям России с 1973 года. Машины участвовали в строительстве БАМа. В настоящее время компания Caterpillar предлагает машины разных компоновок и вариантов специального оснащения. Машины оборудуются различными типами отвалов: прямой, поворотный, универсальный и т. п.
19.jpg

Рис. 5. Динамика импорта бульдозеров по странам, %
Источник: ФТС РФ, * прогноз ABARUS Market Research.


20.jpg

Рис. 6. Динамика производства экскаваторов по предприятиям за 2002–2008 гг., шт.
Источник: ФСГС РФ.


21.jpg


Рис. 7.
Динамика производства экскаваторов по месяцам за 2007–2009 гг., шт.
И
Источник: ФСГС РФ, *серым цветом выделен прогноз ABARUS Market Research.


Экскаваторы

Экскаваторами называются землеройные машины, предназначенные для копания и перемещения грунта. Все экскаваторы в зависимости от использования рабочего времени для собственно копания грунта делят на 2 большие группы: непрерывного действия – многоковшовые и цикличного действия – одноковшовые.

Многоковшовые экскаваторы обе операции – копание грунта и его перемещение – выполняют одновременно; одноковшовые эти операции выполняют последовательно, прерывая копание на время перемещения грунта. Таким образом, производительность многоковшовых экскаваторов выше, чем одноковшовых. Несмотря на это, одноковшовые экскаваторы распространены шире вследствие их универсальности. Применение многоковшовых экскаваторов ограничено: в основном их используют при рытье траншей и добыче нерудных материалов в карьерах с однородными грунтами без каменных включений. По способу перемещения экскаваторы бывают сухопутные и плавучие. По конструкции ходового устройства сухопутные экскаваторы подразделяют на гусеничные, колесные и шагающие (последнее применяют только в одноковшовых экскаваторах). Колесные экскаваторы легче, но при этом значительно мобильнее. Гусеничные экскаваторы мощнее колесных и удобнее при работе в условиях бездорожья.

Крупные заводы по производству экскаваторов: ОАО «Тверской экскаватор» (выпустил в 2008 г. 2005 экскаваторов); нижнетагильское ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (386); саранское ОАО «Сарэкс» (316); ООО «Экскаваторный завод «Ковровец» из г. Коврова (400); ОАО «Елабужский автомобильный завод» (269); ООО «Донецкий машиностроительный завод» (г. Донец Ростовской области) – 402. Эти предприятия выпускают экскаваторы объемом от 300 до 2000 единиц в год. ОАО «Машиностроительная компания «Кранэкс»
(г. Иваново) и ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод» выпускают от 200 до 300 экскаваторов в год. Остальные
8 заводов выпускают от 10 до 100 экскаваторов за год.

В 2009 г. объем производства экскаваторов значительно снизился из-за падения спроса. Потому что строительная техника – это то, на чем строители экономят в первую очередь. На помесячной динамике показано, насколько катастрофическое падение производства наблюдается в этой отрасли.

Помимо продукции российских производителей, машины которых подготовлены к работе в суровых условиях русской зимы, в вечной мерзлоте, в Сибири, значительную долю на российском рынке составляют корейские экскаваторы Doosan концерна Daewoo, широкий выбор экскаваторов предлагает фирма Hitachi и Komatsu. Мощная система управления в этих машинах соседствует с простотой и технологичностью обслуживания. Кроме того, база смазочных материалов японской техники адаптирована к российским условиям. Большим спросом на российском рынке пользуются также недорогие, простые в использовании китайские экскаваторы фирмы SANY. Компактные машины от 19 до 30 тонн, с большим выбором навесного оборудования прочно занимают свою нишу на российском рынке экскаваторов.

22.jpg

Рис. 8. Динамика импорта экскаваторов в денежном выражении, млн. долл.


Источник: ФТС РФ, * прогноз ABARUS Market Research.

 В денежном выражении в 2008 г. импорт достиг 905 млн. долл., а в 2009 г. сократится до 250 млн. долл.

Основные страны, поставляющие экскаваторы на российский рынок: Япония, Корея, Германия, Китай, Великобритания, Франция, США и Италия.


23.jpg

Рис. 9. Динамика импорта бульдозеров по странам, %

Источник: ФТС РФ, * прогноз ABARUS Market Research.


Автогрейдеры

Грейдер – прицепная или самоходная машина для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов. Выполнение всех функций грейдера происходит с помощью специального рабочего органа – отвала с ножом, который смонтирован на раме машины. Его можно поднимать, опускать, поворачивать в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Самоходные грейдеры носят также название автогрейдеры. Отвал автогрейдера снабжен механическим или гидравлическим управлением, приводимым в действие от двигателя. Иногда на автогрейдере устанавливается вспомогательный орган – кирковщик, который состоит из 7-11 зубьев, предназначенных для разрушения дорожных одежд и покрытий при ремонте дорог. Грейдеры применяются при строительстве и содержании дорог, аэродромов, в сельском хозяйстве.

24.jpg 

Рис. 10. Динамика производства автогрейдеров по предприятиям за 2002–2008 гг., шт.


Источник: ФСГС РФ.

Автогрейдеры производят 3 предприятия: ОАО «Брянский арсенал» (выпустил в 2008 г. 675 автогрейдеров); ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (399); ЗАО «Дормаш»
(г. Орел) – 285. До кризиса работал мелкий производитель ОАО «Ирмаш», который располагается в Брянске. В 2008 году он выпустил всего 3 автогрейдера, а в 2009 – ни одного.

В течение 2009 г. наблюдается сниженное производство грейдеров, как и в случае бульдозеров и экскаваторов. Однако в сентябре объем производства пошел вверх, что позволяет надеяться, что в последующие месяцы будет более высокое производство, чем в начале года.

На рис. 12 представлена динамика импорта грейдеров в денежном выражении. До кризиса импорт быстро увеличивался, но в 2009 г. импорт упадет более чем в 4 раза с 65,2 до 12 млн. долл. Прогноз сделан на основании данных по импорту за январь–август 2009 г.

Российским производителям автогрейдеров противостоит мощная конкуренция компаний передовых стран, которая вынуждает российские фирмы следовать тенденциям мирового технического прогресса. Основные страны-импортеры: Китай, США, Канада, Германия, Бразилия и Япония. С 2005 года резко начал расти китайский импорт этой техники.

25.jpg

Рис. 11. Динамика производства автогрейдеров по месяцам за 2007–2009 гг., шт.

Источник: ФСГС РФ, *серым цветом выделен прогноз ABARUS Market Research.

Видную долю на отечественном рынке из зарубежных представителей занимает американская корпорация Caterpillar. В 2000 г. Caterpillar открыл завод в г. Тосно Ленинградской области, который специализируется на производстве и поставке комплектующих для строительного оборудования на его сборочные предприятия в Европе.

Помимо Caterpillar, в России представлены следующие импортные марки: компания New Holland предлагает автогрейдеры от средних тяжелых. На строительных площадках можно встретить автогрейдеры компании Terex, широко представлено также семейство автогрейдеров фирмы Volvo Construction. Российский рынок активно осваивает торговая марка Mitsuber, созданная в 2004 г. специально для торговли с Россией и странами СНГ. Хорошо зарекомендовали себя в России и автогрейдеры Komatsu.


26.jpg

Рис. 12. Динамика импорта автогрейдеров в денежном выражении, млн. долл.

Источник: ФСГС РФ, * прогноз ABARUS Market Research.


27.jpg

Рис. 13. Динамика импорта автогрейдеров по странам, %

Источник: ФСГС РФ, * прогноз ABARUS Market Research.

В последние годы российский рынок автогрейдеров осваивают производители из Китая, как уже было отмечено выше. В конструкции китайских машин используется много узлов, разработанных американскими и европейскими компаниями. Кроме того, китайцы используют все известные современные схемы финансирования – кредит, лизинг, рассрочка платежей. Из наиболее крупных поставщиков китайской техники необходимо отметить концерн XCMG, компании Dingsheng Tiangong, LiuGong Machinery Co., Ltd., Zoomlion, Sany, YTO и Shantui.

Кол-во просмотров: 15710
На правах рекламы
Яндекс.Метрика