На пресс-ланче, организованном производственной компанией ТЕХНОНИКОЛЬ, эксперты Корпорации поделились своим видением развития рынка строительных материалов в России.
Главными драйверами роста для развития отрасли являются государственные программы поддержки, в том числе реновации и строительства нового жилья, ипотечное кредитование, различные финансовые инструменты, стимулирующие потребление строительных материалов.
Развитие рынка строительных материалов зависит от ситуации в строительной отрасли в целом. Завершение объектов к Чемпионату мира по футболу и других крупных инфраструктурных проектов привело к небольшому снижению объема строительства. По данным Росстата, в первом квартале 2018 года объем строительства снизился на 0,7% по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Однако динамика рынка оказалась в этом году неравномерной. Так, Северо-Кавказский ФО показал рост на 25,3%.
Среди главных трендов 2018 года эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ выделяют: диджитализацию - переход от традиционной продажи к дистанционной; Green Building - инновационное строительство с акцентом на энергоэффективность и экологию в широком смысле слова.
На российском рынке гидроизоляционных материалов постепенно растет доля продукции современного типа. Спрос на рубероид продолжает падать и, как прогнозируют эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ, в ближайшие 5 лет снизится до 19%.
«Мы рассчитываем, что в течение 5 лет доля рулонных материалов современного типа достигнет 73%, при этом половина из них будет изготавливаться на битумно-полимерной смеси, обеспечивающей высокие эксплуатационные свойства», - рассказала руководитель ЦФО Промышленное и гражданское строительство направления «Битумные мембраны и гранулы» Татьяна Антропова.
На российском рынке постепенно растет доля полимерных мембран, занимая на протяжении последних лет порядка 10% рынка.
Российские производители все больше делают акцент на экспорт. «Внешние продажи ПВХ мембран составляют 32,5%. Мы поставляем продукцию от Казахстана до Новой Зеландии», - подчеркнул операционный директор направления «Полимерные мембраны и PIR» Евгений Спиряков.
Рынок скатных кровель наибольших значений достиг в 2013 году – 335 млн. кв. м. Наименьшее значение в 2018-ом – 247,5 млн. кв. м. Падение рынка по сравнению с прошлым годом составило 3%. «На протяжении последних 5 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли металла и шифера. При этом рынок гибкой черепицы больших колебаний не ощущает», - отметил коммерческий директор направления «Скатная кровля» Дмитрий Рындин.
Среди главных проблем рынка кровельных и гидроизоляционных материалов эксперты называют качество монтажных работ, которое может испортить любой самый дорогой и долговечный материал. Вторая проблема - несовершенство нормативной документации.
Как рассказал Василий Ткачев, руководитель направления «Минеральная изоляция», на рынке теплоизоляционных материалов по-прежнему высока доля минеральной изоляции – 69%, где каменная вата занимает две трети. В прошлом году был отмечен небольшой рост потребления каменной ваты до 5%, благодаря возведению крупных спортивных объектов и государственным программам развития отдельных регионов России. В 2018 году, по оценкам специалистов, прирост составит 0%. В 2019 году возможно снижение потребления каменной ваты на 3%.
«В 2019 году мы не видим предпосылок для наращивания производственных мощностей внутри страны, - отметил Василий Ткачев. - Одним из приоритетов для нас станет апгрейд технологии производства каменной ваты. Сейчас специалисты научно-технического центра сосредоточены над процессом подготовки новых рецептур и их внедрении на заводах».
Рост рынка экструзионного пенополистирола в 2018 году составил 1%. Замедление связано с сокращением количества объектов промышленного и гражданского строительства, а также затяжной зимой и поздним стартом строительного сезона. Но в дальнейшем эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ ожидают ежегодный рост рынка в размере 4-5%. «По прежнему важным драйвером рынка XPS является тренд на энергоэффективность зданий. В связи с этим мы в 2017 году выступили с инициативой о введении нормативных требований тепловой защиты заглублённых конструкций здания (фундаментов и полов по грунту), - отметил операционный директор направления «Полимерная изоляция» Алексей Касимов. - Сейчас уже окончены публичные слушания по этому вопросу, и эти изменения будут внедрены уже в следующем году».
И на российском, и на мировом рынках постепенно растет доля теплоизоляции PIR. Если в 2016 году объем продаж PIR в России составлял 1,4 млн кв. м. продукции, то в 2018 году этот показатель должен достигнуть 3,5 млн кв. м, увеличившись за два года более, чем в 2 раза. «Одним из драйверов роста рынка PIR является производство сэндвич-панелей», - рассказал операционный директор направления «Полимерные мембраны и PIR» Евгений Спиряков.
Российский рынок монтажных пен является профицитным и крайне высококонкурентным.
При этом на протяжении последних 3-х лет данный сегмент переживает стагнацию, которой предшествовал значительный обвал рынка в 2015 году, связанный с неблагоприятной экономической ситуацией в стране, снижением покупательской способности населения, завершением цикла обновления окон (переход с деревянных окон на пластиковые), а также завершением федеральной программы реконструкции жилого фонда по 185 ФЗ. «Значительных изменений в емкости рынка по итогам 2018 года не ожидается и общий объем сохранится на уровне 2017 года. Но начиная с 2019-2020 года, мы рассчитываем на возобновление спроса, связанного с началом нового цикла – обновления «первых» пластиковых окон. Что особенно важно, если в предыдущие годы на рынке монтажных пен доминировал импорт, то в этом году мы ждем, что впервые доля отечественных производителей составит более 50%. Чтобы потребитель не покупал «кота в мешке», необходимо эффективное нормативное регулирование рынка. Именно поэтому компания ТЕХНОНИКОЛЬ выступила инициатором разработки ГОСТ по монтажной пене», - подчеркнула операционный директор направления «Мастики и строительная химия» Екатерина Горячева.
Материал предоставлен компанией «ТЕХНОНИКОЛЬ»