При использовании подобного утеплителя получается меньшее термическое сопротивление и, как следствие, вдвое увеличиваются расходы на отопление. Подсчитано, что если, например, утеплить коттедж площадью 250 м² такой изоляцией, то владельцы дома ежегодно будут переплачивать за отопление 119 тыс. рублей.
«Теплоизоляция, которая привозится из Китая, присутствует практически во всех городах России, - отметил исполнительный директор ассоциации «Росизол» А. Точин. - Она поставляется в очень сжатом состоянии и при распаковке не восстанавливается до номинальной толщины. Потребитель фактически платит больше денег за меньшее количество товара. Это легко определить и на просвет: контрафакт из Китая тонкий и просвечивается насквозь. Кроме того, такая минеральная вата имеет ядовито-желтый цвет и резкий запах. Работать с ней тяжело, потому что волокна легко отделяются при малейшем прикосновении. На упаковке отсутствуют ссылки на производителя, нет никаких сопроводительных документов, указывающих на технические характеристики изделия. Считаю, что государственные контролирующие органы должны более строго подходить к таким проявлениям недобросовестной конкуренции на рынке и не допускать на него товары ненадлежащего качества».
На пресс-конференции были показаны примеры упаковок теплоизоляции, которые имитируют популярные в России торговые марки. По данным «Росизол», только на московских строительных рынках утеплители-копии присутствуют примерно в 50 % рыночных торговых точек, то есть половина всего, что продается, не соответствует необходимым нормам утепления, а значит, не дает нужного эффекта.
Как уже было сказано, основная доля контрафактной продукции идет к нам из Китая, однако не брезгуют этим и отечественные производители, среди которых есть одна уважаемая отечественная компания. Она выпустила на рынок товар, который имитирует утеплитель Rockwool и продается под маркой «Роклайт». Суть в том, что и шрифт названия и цвета упаковки совпадают с этим известным брендом (рис. 1 и 2), и потребитель легко может принять его за продукт-оригинал. Этим самым нарушается российское и мировое законодательство.
В мае этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на основании материалов социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) вынесла решение о признании выпуска компанией «ТЕХНОНИКОЛЬ» теплоизоляции «Роклайт» в красно-белой упаковке актом недобросовестной конкуренции и призвала прекратить ее продажи.
Редакция попросила «ТЕХНОНИКОЛЬ» прокомментировать эту информацию. Вот что сообщила пресс-служба корпорации.
«Изначально упаковка «Роклайта» была зеленого цвета, и ее трудно было спутать с продукцией Rockwool. Производилась она для нашего подразделения «Кровля и изоляция», которое владело правом ее продажи. Следующим этапом стало создание продукта для нашей торговой сети в красных цветах (для этого упаковка была перекрашена).
Помимо этого, для независимого дилера (компании МКМ) мы выпускали «Роклайт» в желтой упаковке. Поэтому информация «Росизола» выглядит однобокой, вырванной из контекста, для того чтобы выпятить определенные моменты и создать негативный образ нашей продукции. К тому же, она уже полгода как не выпускается.
Постановление ФАС о запрещении производства «Роклайт» в красной упаковке мы обжалуем в арбитражном суде. Для этого сейчас готовятся необходимые документы».
Справка
Ассоциация производителей качественной минераловатной теплоизоляции «Росизол» является некоммерческим партнерством и объединяет ведущих производителей теплоизоляции: ISOVER, KNAUF, LINEROCK, ROCKWOOL, URSA.
Она создана в 2002 году и ключевой целью ассоциации является популяризация энергосберегающих технологий, современных строительных разработок, способствующих решению задач в области повышения эффективности использования энергии, акустического комфорта и защиты окружающей среды.
Ассоциация стремится развивать российский рынок качественных теплоизоляционных материалов и принимает активное участие в федеральных и региональных программах энергосбережения, разработке национальных стандартов.
«Росизол» является аффилированным членом EURIMA – Европейской ассоциации производителей минераловатной теплоизоляции.
Результаты социологического исследования ВЦИОМ по выявлению степени сходства упаковки Rockwool и «Роклайт»
Целевая аудитория:
1. Реальные покупатели (которые имели опыт покупки за прошедший год) теплоизоляционных минеральных плит, использующие данный товар в гражданском строительстве (утепление балконов квартир, в строительстве и утеплении загородных домов).
2. Потенциальные покупатели (планирующие приобретение теплоизоляционных минеральных плит в течение года).
Выборка исследования: 1 750 человек. По 250 человек в каждом населенном пункте.
Исследование выявило высокую степень смешения упаковок Rockwool и «Роклайт». В целом 88 % опрошенных находят, что обе упаковки похожи между собой.
Наиболее часто респонденты говорят о схожем цветовом решении упаковки (60 % упоминаний), размере и форме (34 % упоминаний) и формате шрифта (17 % упоминаний).
Производителя минеральной ваты «Роклайт» правильно определяют лишь 6 % участников исследования. При этом в данном случае 34 % респондентов ошибочно указывают на производителя марки «Роклайт», как компанию «Rockwool Россия – Минеральная Вата».
Проведенное исследование выявило, что 65 % участников исследования допускают, что могут счесть обе марки разновидностями товара одного производителя. При этом 48 % опрошенных уверены, что это товары одного и того же производителя. Приблизительно половина респондентов (52 %) полагают, что могут перепутать эти марки в момент покупки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что более половины потребителей минеральной ваты находятся в затруднительном положении относительно дифференциации данных марок и упаковок, склонны смешивать как продукты в данной упаковке, так и компании, их производящие.
Таблица 1
Распределение по возрастам ответов на вопрос: «Как вам кажется, похожи ли между собой эти две упаковки»? (в процентах от числа опрошенных)
Варианты ответов | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-54 года | 55 и старше | Всего |
Нет, не похожи | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Скорее не похожи | 4 | 3 | 6 | 6 | 5 | 5 |
Скорее похожи | 27 | 41 | 43 | 47 | 49 | 41 |
Да, похожи | 64 | 48 | 44 | 39 | 39 | 47 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Согласно данным проведенного опроса, 47 % респондентов считают, что тестируемые упаковки похожи между собой. Еще 41 % опрошенных полагают, что упаковки «скорее похожи». То есть, в целом 88 % от общего числа участников опроса считают, что упаковки Rockwool и «Роклайт» похожи между собой.
Диаграмма 1
Распределение ответов на вопрос: «Опишите, пожалуйста, какие элементы сходства вы видите в оформлении упаковок» (в процентах от числа опрошенных)
Чаще всего респонденты отмечают сходство цветового решения тестируемых упаковок (цвет букв и цвет фона) – 60 % упоминаний. На втором месте по частоте упоминаний находится параметр «размер и форма упаковки» - 34 % выборов. На третьем месте – «похожий формат шрифта» (17 % упоминаний).
Сходство в дизайне и стиле оформления отметили 13 % участников опроса.
Выделяли респонденты и другие похожие элементы: тип самого продукта – негорючая изоляция (8 %), название и единый корень слова (7 %), внешнее сходство (7 %).
Диаграмма 2
Распределение ответов на вопрос: «Если бы в магазине рядом друг с другом вы увидели строительный материал в упаковке Rockwool и строительный материал в упаковке «Роклайт», могли бы вы решить, что это разновидность товара одного производителя? (в процентах от числа опрошенных)
Положительный ответ - «Да, мог бы подумать, что это разновидности товара одного производителя» - выбрали 65 % опрошенных. Среди женщин процент таких ответов выше, чем среди мужчин (76 % и 60 % соответственно).
Интересна возрастная динамика в выборе положительного ответа на данный вопрос: чем старше респонденты, тем реже они выбирают ответ «да». Так, респонденты в возрасте 18-24 года в 71 % случаев полагают, что могут посчитать данные товары разновидностями продукта одного производителя. Участники исследования в возрасте 55 лет и старше выбирают данный вариант ответа лишь в 58 % случаев.
Диаграмма 3
Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, строительный материал в упаковке Rockwool и строительный материал в упаковке «Роклайт» – это товары одного и того же производителя или разных»? (в процентах от числа опрошенных)
Чаще всего респонденты считают, что тестируемые продукты – это товары одного и того же производителя (48 % ответов). 17 % респондентов затруднились дать однозначный ответ.
Женщины чаще, чем мужчины, склонны полагать, что данные продукты – товары одного производителя (54 % и 45 % соответственно).
Среди возрастных различий в ответах на данный вопрос обращает на себя внимание тот факт, что респонденты более молодого возраста (18-44 года) чаще выбирают ответ «это товары одного и того же производителя», чем респонденты в возрасте 45 лет и старше.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Если бы вы случайно купили некачественный строительный материал «Роклайт», повлияло бы это на ваше отношение к материалам с обозначением Rockwool»? (в процентах от числа опрошенных)
Варианты ответов Пол респондента Возраст респондента Всего Мужчины Женщины 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-54 лет 55 и старше Да, повлияло бы сильно 29 31 29 25 30 35 33 30 Да, повлияло бы в средней степени 18 21 20 19 22 18 14 19 Да, повлияло бы незначительно 16 20 18 16 17 18 20 17 Нет, никак не повлияло бы 29 20 27 27 25 25 28 26 Затрудняюсь ответить 8 8 6 13 6 4 5 8
Положительный ответ «Да, повлияло бы сильно» выбирают 30 % опрошенных. 19% участников исследования полагают, что их отношение к марке Rockwool, в случае покупки некачественных материалов «Роклайт», изменилось бы в средней степени. Еще 17 % респондентов считают, что данный факт оказал бы несущественное влияние на их отношение к марке Rockwool (ответы «Да, повлияло бы незначительно»). Таким образом, 66 % опрошенных полагают, что подобное влияние одной марки на другую будет иметь место.
26 % опрошенных считают, что совершение покупки некачественного материала «Роклайт» не скажется на их отношении к материалам Rockwool. Мужчины чаще, чем женщины, выбирают ответ «Нет, не повлияло бы» (29 % и 20 % соответственно).
Г. КАЛМЫКОВ, спецкор газеты "Стройка"