Реконструкция и строительство трассы М-1 будет осуществляться в 2010-2015 гг. за счет федерального бюджета. Всего за этот период будет выделено 64 893 млн. руб. Распределение этих средств по годам с учетом затрат на проектно-изыскательные работы представлено ниже на графике.
Рис. 1. Распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-1 «Беларусь» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» по годам, млн. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.
Начиная с 2009 года проводятся работы по реконструкции шоссе на участке Лесной Городок – Голицыно. Число полос будет увеличено до 4 в каждую сторону, предполагается установка разделителя (отбойника). Построены развязки и съезды, в том числе строится съезд на строящуюся платную дорогу в объезд г. Одинцово. Расчетная скорость движения по трассе – 120 км/ч. Планируемое окончание работ – декабрь 2012 года.
В 2010 г. в рамках дорожных работ в Московском регионе этой трассы планировалось освоить 3103,5 млн. руб., из них 2609,5 млн. руб. – на реконструкцию участка с км 33 до км 45, 260 млн. руб. – на строительство мастерского участка №2 на км 45, 234 млн. руб. – на реконструкцию участка участке км 28+000 – км 32+500. К этому стоит добавить реконструкцию участка трассы, который будет эксплуатироваться на платной основе – км 33 – км 84. Он также проходит по территории Московской области. На данный вид работ планировалось выделить 249,40 млн. руб.
Однако, по итогам 2010 г. государственные капитальные вложения в реконструкцию участка автомобильной дороги М-1 «Беларусь» с км 33 до км 45 в Московской области составили значительно меньше – 766, 314 млн.руб. После окончания работ на участке 33-45 км будут производиться работы по реконструкции шоссе на участке 45-64 км Голицыно – Кубинка. Число полос будет увеличено до 3 в каждую сторону, предполагается установка разделителя (отбойника), строительство 6 мостов и путепроводов и 9 пешеходных переходов.
В настоящее время на 28-32 и 39-46 километрах автодороги М-1 «Беларусь» идет реконструкция автодороги, на 64 километре – строительство моста, а на 88-130 километрах – нанесение дорожной горизонтальной разметки. В целом 2012 год должен стать интенсивным по дорожным работам на этом направлении.
М-2 «Крым»
На трассу М-2 «Крым» Программой предусмотрена сумма в 50 371 млн. руб. бюджетных денег.
Рис. 2. Распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-2 «Крым» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» по годам, млн. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.
В 2009 году на автомобильной дороге М-2 «Крым» в Тульской области было введено 17,96 км на участке км 156 – км 178.
В 2010 г. на строительство трассы затрачено 192,67 млн. руб., в том числе на реконструкцию мостового перехода через р.Бычки на км 469+431 – 113,34 млн. руб., на мостовой переход через р. Любаж на км 465+212 – 77,33 млн. руб. Оба участка находятся на территории Курской области.
В 2011 г. на реконструкцию путепроводного перехода через железную дорогу на км 261 автомобильной дороги М-2 «Крым» предполагается затратить 227,409 млн.руб. Участок находится на территории Тульской области. На разработку предпроектной и проектной документации – 50 млн.руб.
В 2012 г. будут проводиться работы на участке 74 – 85-й километр.
М-3 «Украина»
За время действия Программы на автодорогу М-3 «Украина» планируется потратить 18 453 млн. руб. федеральных средств.
Рис. 3. Распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-3 «Украина» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» по годам, млн. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.
В январе 2010 года на трассе завершено расширение дорожного полотна в Московской области от поселка Крёкшино до бетонного кольца (автодорога А-107) в районе посёлка городского типа Селятино); завершено строительство развязок в Апрелевке и в Селятино (на пересечении с А 107); завершается строительство надземных пешеходных переходов. В 2010 г. дорожно-строительные работы на данной трассе не производились, осуществлялось проектирование реконструкции участка от Калуги до границы с Украиной.
После завершения данного этапа планируется начать новый этап расширения трассы до границы с Калужской областью. Планируется, что в 2014-2019 годах будет реконструирована и переведена на платную основу дорога М-3 «Украина» (участок между 37 и 173 километрами в Московской и Калужской областях).
Отсутствие ремонта сказалось на качестве дороги. Весной 2012 года руководитель Счетной палаты России Сергей Степашин ехал на автомобиле в Брянск по федеральной трассе М-3 «Украина» и был шокирован состоянием дороги. Ожидается, что в связи с этим инцидентом активность работ на трассе повысится.
М-4 «Дон»
На автодорогу М-4 «Дон» в течение 5 лет планируется выделить в совокупности 884 057 млн. руб., из них из федерального бюджета – 605 742 млн. руб., внебюджетных средств – 278 315 млн. руб.
Рис. 4. Распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-4 «Дон» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» по годам, млн. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.
В 2010 году открыт для эксплуатации на платной основе один из реконструированных участков – в Липецкой области с 414 по 464 километр. Реконструкция началась в 2008 году, длина платного участка была увеличена с 20 до 50 км, из федерального бюджета на эти цели было выделено 4,8 млрд. рублей. Участок дороги 1-ой технической категории с разделительной полосой движения, с разрешенной максимальной скоростью движения 110 км/час, оборудован автоматизированной системой управления дорожным движением, а также системой видеонаблюдения.
По итогам 2010 года на реконструкцию с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» было затрачено 2 554 млн.руб., на строительство и реконструкцию бесплатных участков – 17 666 млн.руб.
Итого, за указанный период были построены обходы Богородицка (2009), Верхнего Мамона (2009), Богучара (2009), Ефремова (2010), Ельца (2011), Яркино (2011) и других населенных пунктов. Кроме того, на реконструкцию подъезда к аэропорту Домодедово от автомобильной дороги М-4 «Дон» в Московской области было освоено 333,23 млн. руб. Всего по объектам Центрального региона было затрачено 16 574,33 млн. руб.
К этому стоит добавить реконструкцию платных в будущем участков МКАД – Кашира (км 21 – км 117) в Московской области и от начала обхода г. Задонск до конца обхода с. Хлевное (км 414,7 – км 464,3) в Липецкой области, на которые было выделено по 2 554 млн. руб.
В Краснодарском крае на реконструкцию объектов трассы М-4 «Дон» было освоено в 2010 г. 1091,50 млн. руб.
В 2011 году компания «Донаэродорстрой» (ГСК «ДОН») сдала в эксплуатацию 34 км магистрали М-4 «Дон» в Воронежской области, работы по реконструкции которой проводила в течение 3 лет.
В мае 2012 года ГК «Автодор» открыла после реконструкции в бесплатном тестовом режиме участок автомобильной дороги М-4 «Дон» (48-й – 71-й км), который впоследствии будет эксплуатироваться на платной основе. Его реконструкция началась 25 декабря 2008 года и завершилась 25 апреля 2012 года. Стоимость реконструкции составила около 6 млрд. руб. Теперь, в течение 2012 г. в Московской области на трассе М-4 «Дон» будут идти работы от 32-го до 48-го километра.
В 2013 году планируется осуществление реконструкции и ремонта трассы на участке объезда города Воронежа (492-517 километры). Планируется, что этот участок автотрассы будет организован в качестве шестиполосной дороги, а одна из развязок будет сделана трехуровневой. Ввод реконструированного участка намечен на осень 2013 года. Стоимость контракта на реализацию этого проекта составляет 16,3 млрд рублей. Тендер в начале 2011 года выиграла компания «Мостотрест», а проводить работы будет ее дочерняя компания «Трансстроймеханизация» (ТСМ).
Ожидается, что по завершении реконструкции трасса М-4 «Дон» на всем протяжении будет иметь минимум четыре полосы. ГК «Автодор» планирует открывать на дороге новые платные участки, по мере её реконструкции.
М-5 «Урал»
На автомагистраль М-5 «Урал» во время действия Программы будет затрачено 203 189 млн руб. федеральных средств.
Рис. 5. Распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-5 «Урал» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» по годам, млн. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.
В 2011 г. на ближайшие 3 года (с 2011 г. по 2013 г.) было скорректировано распределение средств, выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-5 «Урал» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.).
Рис. 6. Скорректированное в 2011 г. распределение средств., выделяемых под строительство и реконструкцию трассы М-5 «Урал» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» на период 2010-2013 гг., млн. руб.
Источник. ABARUS Market Research по данным официального сервера федеральных целевых программ.
В 2010 году завершено строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 «Урал» – от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. По итогам 2010 года введены в эксплуатацию 1 км дороги и 774,91 погонных метров искусственных сооружений.
На объекты реконструкции и строительства трассы в Центральном регионе в 2010 г. было выделено 502,55 млн. руб. – 2,5 млн. руб. на строительство автомагистрали в Московской области на участке от Московского малого кольца (км 3+120 Рязано-Каширское шоссе) до с. Ульянино (км 71) и 500 млн.руб. на реконструкцию развязки на 21 км. На реконструкцию мостов через р. Вобля на км 133+070 и р. Северка на км 92+364 в Московской области было запланировано соответственно 10,88 млн. руб. и 11,67 млн. руб.
В 2011 г. на строительство и реконструкцию дороги М-5 «Урал» в Московской области были дополнительно выделены средства в размере 3110,5 млн.руб. Из этой суммы на строительство на участке от Московского малого кольца (км 3+120 Рязано-Каширское шоссе) до с.Ульянино (км 71) было затрачено 1000 млн.руб.; на реконструкцию транспортной развязки на 21 км – 2110,5 млн.руб. (масштабная реконструкция на 21-м километре продолжается).
В Рязанской области реконструкция на участке км 202+690 – км 221+900 обошлась в 2010 г. в 499,05 млн. руб. В Чувашии по 397,45 млн. руб. было направлено на реконструкцию подъезда к г. Саранск на участке Торбеево – автодорога «Урал» в Республике Мордовия (I пусковой комплекс) км 22+489 – км 15+489 и 700 млн.руб. на строительство обхода г. Краснослободск от автомобильной дороги М-5 «Урал» на участке км 95+150 – км 106+350, Республика Мордовия.
В Самарской области строительство автомобильной дороги к городу Оренбург от автомобильной дороги М-5 «Урал» на участке км 96 – км 147 обошлось не в 100 млн.руб., как планировалось, а в 500 млн. руб.
В Пензе на дорожное строительство участков М-5 «Урал» планировалось направить 61,43 млн. руб., в том числе 16,3 млн. руб. – на участок км 241+000 – км 245+595 и 21,12 – на км 184 (строительство транспортной развязки) в Рязанской области. Однако, финансирование было урезано и строительство на данных участках не производилось. Зато известно, что в 2011 году в Пензенской области на реконструкцию участка км 678+010 – км 695+612 было затрачено 288,77 млн.руб.
В Челябинской области в 2011 г. на реконструкцию участка км 1820+233 – км 1829+000 было выделено 1572 млн.руб., в Рязанской области реконструкция на участке км 202+690 – км 221+900 – 204,9 млн.руб. и на участке км 248+108 – км 258+378 – 32 млн.руб. Второй пусковой комплекс участка км 213+090 – км 221+900 федеральной автомобильной дороги М-5 «Урал» в Рязанской области уже открыт.
Продолжаются работы по строительству автодороги в обход г. Сызрань, которая свяжет трассу М-5 «Урал» и дорогу Сызрань – Саратов – Волгоград.
На 2012-2013 гг. запланирован ремонт на большом протяжении трассы в Московской области – от 24-го до 28-го, от 36-го до 59-го и далее от 109 до 131-го километра.