Что было, что будет...
Настенная роспись активно применялась еще в Древнем Египте для декорирования внутреннего пространства гробниц, культовых сооружений и жилых интерьеров. Также фреска была известна в эгейском искусстве II тысячелетия до н. э. и особенно распространена в Древнем Риме. Памятники античной цивилизации донесли до нас великолепные образцы классической настенной живописи, выполненные с большим мастерством и реалистичностью. Кстати, в тот период мастера научились применять смешанную технику, при которой на высохший красочный слой сверху наносился еще один слой темперы. Точно так расписывали храмы и древние русские зодчие.
Хронологически расцвет искусства фрески совпал с итальянским Возрождением.
В Италии XIV-XVI веков настенная живопись пользовалась необычайной популярностью, и многие известные художники того времени, такие как Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, занимались ею. На Руси в тот период также возникла целая плеяда художников-монументалистов, чьи имена до сего времени трепетно храним в памяти потомков: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
В XVII веке, в эпоху барокко, настенная живопись приобрела совершенно особый статус и символику и по-прежнему была одним из популярнейших средств трансформации интерьеров дворцов и особняков, а также создания грандиозных пространственных иллюзий. В последующие эпохи: рококо, классицизм, ампир - то есть вплоть до середины XIX века, - значение фрески и настенной росписи ничуть не уменьшилось, по-прежнему исполняя в первую очередь репрезентативную функцию.
Начиная с середины XIX века, с наступлением эпохи эклектики и некоторым упадком большого стиля вообще, настенная живопись также стала несколько уступать в эстетическом плане росписям предыдущих периодов.
В безжалостном и противоречивом ХХ веке древние традиции переродились в современные, и искусство настенной росписи не избежало подобной участи.
В предвоенные годы модная стилистика арт-деко, опираясь на опыт предшествующих эпох, синтезировала в себе принципы конструктивизма и древнеегипетской настенной росписи.
В 1970-х гг. возник новый прием настенной живописи - суперграфика, который позволял создавать иллюзию растворения пространства при помощи сочетания яркого контрастного колорита и геометрического рисунка. Непрерывные кривые, полосы, переходящие со стен на потолок и пол, визуально разбивают стереотип восприятия трехмерного объекта.
Современные дизайнеры в своих работах очень часто обращаются к многовековому опыту создания оптических иллюзий в интерьере посредством настенной росписи и фрески. Иногда применение интерьерной живописи является настоящей панацеей для незамысловатых проектов квартир стандартной планировки.
Слияние иллюзорного пространства с реальным дает возможность необходимой визуальной коррекции объема помещения в сторону его расширения или, напротив, сужения.
Впечатление от применения настенной живописи бывает настолько сильным, что с первого взгляда сложно определить реальные размеры и габариты помещения.
Техника и технология
Итак, классическая технология фрески заключается во взаимодействии водорастворимых красок именно со свежей, сырой штукатуркой. При высыхании компоненты красок и штукатурки образуют прозрачную пленку, закрепляющую изображение и делающую его долговечным.
Еще одна разновидность настенной живописи - роспись по сухой штукатурке - аль секко. В этом случае штукатурке сначала дают высохнуть, а потом увлажняют. Краски предварительно смешивают с известью или со смесью извести и казеинового клея. В результате получается крепкое водостойкое соединение. Фрески аль секко можно наносить не только на внутренние стены, но и на фасады.
Классическая технология фресковой росписи требует высокой квалификации художника, поэтому сейчас она применяется довольно редко из-за больших материальных затрат.
Гораздо экономичнее в плане материалов роспись акриловыми или темперными красками по оштукатуренной и загрунтованной стене. Но в любом случае, какой бы ни был материал для фрески, выполнять ее должен настоящий мастер в области настенной живописи.
Есть еще один вариант настенной росписи, о котором не говорилось выше, - гризайль. Это монохромная техника, известная достаточно давно. Она используется в интерьере для создания иллюзии объема изображенных на плоскости архитектурных деталей. Техника основана на использовании приглушенных оттенков серого, коричневого и белого цветов. Гризайль (при условии ее выполнения профессиональным художником) позволяет имитировать на плоскости стены довольно сложные скульптурные композиции, архитектурные детали, лепнину, колонны с капителями, оригинально оформить дверные и оконные проемы.
В принципе, при большом желании можно создавать «шедевры» в своей собственной комнате и самостоятельно. Если вы не боитесь испортить стену, то можно расписать ее оштукатуренную поверхность с помощью гуашевых или акриловых красок. Если у вас есть определенные художественные навыки, то для создания персонального рисунка можно воспользоваться и масляными красками. А на обоях вообще можно рисовать старой доброй акварелью, к тому же обои довольно просто заменить. Но если у вас возникла серьезная необходимость изменить облик своего жилища с помощью техники фресковой росписи, то в этом случае самым благоразумным было бы обратиться к профессионалам, а свою жажду творчества направить на выбор темы композиции и ее цветового решения.
Фантазии и реальность
В дизайне современных домов всё чаще используют приемы настенной живописи.
В больших, сложных в плане помещениях простор для фантазии огромен, и темы для фресок можно выбирать самые разнообразные - от классических сюжетов и растительных или геометрических мотивов до сложнейших фэнтезийных композиций с применением аэрографии и суперграфики. Главное здесь, как и в любом деле, - не впасть в крайность. Ведь именно чувство меры позволяет настоящим профессионалам в области дизайна интерьера применять все существующие приемы трансформации и декорирования жилого пространства, при этом сохраняя его пригодным для жизни.
А теперь стоит сказать несколько слов о том, где и как уместно использовать настенную роспись.
В интерьерах с элементами античных или классических эпох для росписи приемлемы реалистические пейзажи или жанровые сцены. Например, для интерьера, решенного в стилистике барокко или рококо, прекрасно подойдут итальянские пейзажи с руинами в качестве композиций для росписи потолочных плафонов или стенных ниш.
В «средневековых» интерьерах уместны росписи, имитирующие каменную кладку или стилизованные «под готику» изображения батальных или религиозных сцен. В интерьер, апеллирующий к стилистике переходной эпохи - модерну, гармонично впишется реалистическая или стилизованная растительная роспись.
Возможно сочетание разных исторических мотивов в декоре одного интерьера.
Например, гостиную можно решить в стиле, имитирующем древнеегипетский, а приватную зону оформить с элементами античной эпохи. Или наоборот, гостиная зона может выглядеть, как средневековая зала, а кабинет можно решить с элементами стилистики барокко.
Особое место в доме занимает детская комната. Фреска - наиболее удачный способ для создания в ней совершенно особой атмосферы волшебного мира детских фантазий. Но необходимо помнить о том, что детская психика - достаточно хрупкое образование, и поэтому при росписи комнаты ребенка необходимо выбирать соответствующие композиции и легкий приглушенный колорит.
Очень часто для украшения детских применяют роспись потолка облаками, звездочками, летящими птичками или воздушными шарами. Также в детских с помощью росписи можно создавать так называемый эффект «парфюмерной коробки» - когда росписью объединяют потолок, стены и даже пол; при этом создается иллюзия рождения нового пространства. Для таких росписей приемлемы темы природы, сказочные или мультипликационные композиции. Для детей постарше подойдут кадры из любимых комиксов или фильмов. Для подростков - фото любимых музыкальных исполнителей или киногероев.
С помощью техники гризайль можно оригинально декорировать интерьер, решенный практически в любом стиле, просто дорисовав те скульптурные или архитектурные детали, которые будут напоминать какую-либо историческую эпоху.
Суперграфика, о которой уже упоминалось выше, в основном применяется для оформления ночных клубов и дискотек и практически никогда не используется для росписи жилых интерьеров. А если всё же возникает такая необходимость, то важно очень тщательно продумать структуру композиции и ее колорит, чтобы у обитателей такого дома не возникало впоследствии чувства дискомфорта и дезориентации. А для детских комнат суперграфика вообще не рекомендуется. Однако для оформления комнаты подростка вполне уместно использовать сложную роспись с геометрическим орнаментом, повторяющуюся на разных поверхностях и придающую ненавязчивый ритм всему пространству.
С суперграфикой отчасти граничит прием нанесения на разные поверхности реалистических изображений увеличенных плодов, цветов, фруктов, сделанных с помощью компьютерных технологий.
Спрос и предложение
На рынке существует множество фирм, предлагающих те или иные способы декорирования стен с применением росписи.
Наиболее популярна технология печати рисунка на слой штукатурки, предварительно нанесенной на тонкую, непрочную тканую основу.
Эта технология позволяет изготавливать изображения любого размера и конфигурации - от самых маленьких до огромных, состоящих из множества сегментов. Краски, используемые в этом процессе, экологически чистые и не выгорают на солнце. Кроме того, подобный декор чрезвычайно удобен в монтаже и может быть заменен на другой без повреждения поверхности стены. Изготовление подобной фрески в среднем занимает 5-7 дней. Расценки на фрески на тканевой основе зависят от площади и составляют приблизительно 25-30 тыс. руб. за 1 кв. м для небольших по размеру композиций. Соответственно, при увеличении площади, занимаемой фреской, стоимость ее изготовления и установки пропорционально уменьшается.
Фрески, выполненные в классической технике настенной живописи профессиональным художником, значительно более трудоемки, процесс их изготовления дольше и гораздо дороже. Четких расценок на фрески, выполненные вручную, не существует, их цена оговаривается индивидуально в каждом случае.
О. Коновалова