Новая трасса будет опираться на два существующих автомобильных кольца – Московское малое и Московское большое, а также на участки магистралей М-1 «Беларусь» (Москва-Минск, протяженность участка – 41,4 км) и М-10 «Россия» (Москва-Санкт-Петербург, протяженность участка – 38,6 км). Общая протяженность ЦКАД составит порядка 520 км. Расчетная скорость движения по этой автодороге составит 120-150 км/час. ЦКАД обещает стать самым дорогим дорожным проектом в Московской области: она обойдется государству в более чем 500 млрд. рублей. Всего государство за счет средств инвестиционного фонда профинансирует 60 % стоимости строительства, правительство Московской области – 10 %, частные инвесторы – 25 % . Чтобы оправдать вложение инвестиций, дорога будет платной: приблизительная стоимость проезда составит для легкового транспорта 3-5 рублей, для грузового транспорта – около 10 рублей.
Бессветофорная скоростная магистраль будет шириной от четырех до восьми полос. Между внешней и внутренней ее сторонами планируется соорудить разделительный барьер. На пересечении ЦКАД с 18 радиальными автомагистралями будут построены многоуровневые развязки. Все пересечения с железными дорогами также будут разнесены на разные уровни. В природоохранных зонах и лесах, через которые пройдет трасса, будут построены специальные подземные переходы для диких животных. Всего на территории дороги предполагается строительство 31 развязки и 180 искусственных сооружений. По показателям безопасности и комфорта ЦКАД будет приближена к лучшим дорогам Европы.
В целом, скоростная автомагистраль категории 1-А пройдет через 13 районов Московской области на расстоянии 30-80 км от столицы. ЦКАД задействует «бетонки» Большого и Малого кольца, объединив их в скоростной автобан. За исключением начального участка (20-24й км), дорога проложена в обход населенных пунктов и городов Подмосковья (рассматриваются варианты обходов Ногинска, Электростали, Бронниц, Звенигорода, Голицыно). Там, где дорога будет располагаться вблизи небольших населенных пунктов, установят шумозащитные экраны. Трасса пройдет от Голицына до Звенигорода по западному участку Московского Малого кольца, затем по участку Большого. Планируется построить объезды вокруг городов Химки, Балашиха, Ногинск, Одинцово. Большая развязка появится возле Жуковского, а в районе Капотни – объезд через города Дзержинский и Лыткарино. Будущая ЦКАД будет иметь федеральное значение и станет составной частью паневропейских транспортных коридоров № 2, № 9, международного транспортного коридора «Север-Юг» и перспективного коридора «Хельсинки-Москва-Нижний Новгород».
Согласно идее проектировщиков, внедрение ЦКАД разгрузит МКАД, соединив районы области и распределив поток транзитного транспорта в обход Москвы. Более того – в перспективе новая дорога сможет избавить Москву от транзитного большегрузного транспорта.
Кроме транспортных задач на ЦКАД возложена миссия поднятия экономики регионов. Согласно принятым правительством Московской области решениям, трассу будет обрамлять шестикилометровая зона для создания объектов обслуживания ЦКАД и развития сервисной инфраструктуры. В первую очередь, – складов и логистических комплексов, которые обеспечат стабильной работой около 200 тыс. человек.
Кроме индустриальных построек вдоль ЦКАД девелоперы планируют строить жилье. Кольцевая дорога создаст предпосылки для освоения новых, ранее невостребованных, удаленных территорий и, тем самым, позволит вывести на рынок новые проекты загородной недвижимости. Исходя из концепции проекта строительства, в зоне влияния трассы под разные объекты может быть использовано 30-35 тыс. га; из них около 15-20 тыс. – на нужды жилищного строительства общим объемом до 50 млн. кв. м.
В то же время экологи отмечают, что строительство дороги существенно ухудшит экологическую ситуацию в Подмосковье, и никакие защитные экраны здесь не сумеют помочь. Недаром Рублево-Успенское и Новорижское шоссе не войдут в ЦКАД: после введения магистрали поток машин увеличится, нагрузка на бесплатный кусок дороги возрастет, там начнут скапливаться машины, и экология в коттеджных поселках премиум-класса ухудшится. Понимая этого, федеральные власти решили проложить автобан подальше от элитной недвижимости, поэтому по проекту ЦКАД внешне представляет собой кольцо с небольшой «грыжей» (из-за нее дорога удлинилась на 120 км) в западном направлении.
Начало строительства дороги запланировано на 2011 г. Открытие движения по первому участку ЦКАД ожидается в 2012 г. Изначально в качестве предполагаемых сроков завершения строительства был назван 2015 г, однако недавно министр транспорта Московской области Петр Кацыв отметил, что полностью трасса будет готова предположительно в 2023-2035 гг.
ЦКАД разбита на 5 пусковых комплексов. Протяженность первого участка – 113,45 км, второго – 117,86 км; третьего – 104,65 км; четвертого – 95,7 км; пятого – 89,97 км. Пока дорога находится на стадии проектирования. Первый этап, который начнет реализовываться в следующем году, предполагает строительство скоростного автобана на участке от Ленинградского до Ярославского шоссе.
Несмотря на очевидные преимущества (разгрузка радиальных выходов из Москвы и уличной сети города от движения большегрузного и транзитного транспорта; развитие логистических комплексов у ЦКАД; формирование узлов развития (так называемых «точек роста»); формирование «пояса занятости» на территориях около ЦКАД) введение Подмосковного автобана не решает основной проблемы. Она связана с недостаточной пропускной способностью соединительных радиальных дорог, по которым осуществляется связь Москвы с регионами страны и Подмосковья. С ветерком проезжая по платной части магистрали, водитель неминуемо будет съезжать на радиальные дороги, по-прежнему узкие, с износившимся дорожным покрытием, переполненные автомобилями. К тому же, глобальный 15летний проект никак не сможет улучшить ситуацию российских дорог в скором времени.
Комментирует: Елизавета Орлова, менеджер проектов стратегического консалтинга «Knight Frank»
Проект строительства ЦКАД, это, прежде всего, разгрузка, или, по крайней мере, существенное облегчение транзитных транспортных потоков, мигрирующих по радиальным дорогам и существенно затрудняющих передвижение легковых автомобилей жителей Подмосковья. Создание транспортно-логистических узлов со своей инфраструктурой, нацелено на экономическое развитие Подмосковья, а также на включение российских дорог в международные транспортные коридоры. К тому же со строительством дороги будет связано развитие складской, офисной, торговой недвижимости, а также объектов инфраструктуры – заправочных станций, пунктов техобслуживания, отелей, кафе и т.д., которые дадут новые рабочие места и приблизят российские дороги к европейским аналогам.
Развитие транспортной системы Подмосковья плодотворно отразится и на развитии рынка жилья. В зонах влияния ЦКАД это приведет к более активному освоению территорий под жилищное строительство, преимущественно, под малоэтажную застройку эконом-класса.
Если оценивать долгосрочные перспективы влияния этого проекта, то улучшение транспортной доступности, безусловно, скажется на увеличении стоимости отдельных земельных участков. Однако хочу подчеркнуть, что этот проект весьма долгосрочный: он рассчитан на 30летнюю перспективу. Соответственно, и реализовываться будет поэтапно: на каждый участок строительства отводится по 5-6 лет. А зная специфику нашей страны, очень хочется верить, что все будет идти по плану, и в финале нас будет ждать заявленный результат.
Комментирует: Владимир Романов, главный инженер ГК "Теплоцентрстрой".
Москва, безусловно, нуждается в подобном решении. Но и экологов, обеспокоенных судьбой подмосковной природы, можно понять. Строительство и эксплуатация ЦКАД, конечно, не самым благоприятным образом скажется на экологической обстановке. Но еще дороже с этой точки зрения обойдется устройство инфраструктуры – масштабное строительство зданий и сооружений с системой их жизнеобеспечения. Только представьте себе, сколько будет вырублено подмосковного леса! Ведь для того, чтобы построить даже одно здание, необходимо расчистить площадку, вырыть котлован, проложить трубы, кабельные линии – все это огромные площади нарушенной поверхности.
Однако этот ущерб можно и нужно минимизировать, используя передовые современные технологии. Бестраншейная прокладка коммуникаций с помощью горизонтально направленного бурения и микротоннелирования позволит существенно сократить вырубку. Таким образом, при прокладке коммуникаций можно сохранить до 100% деревьев и кустарников, оставив нетронутым хрупкое равновесие поверхностного слоя почвы. Деревья будут вырубаться только непосредственно под строительство зданий. Сколько гектаров леса удастся сохранить таким образом? В масштабах грандиозного проекта ЦКАД это будут весьма существенные цифры.
Елена СТАРОДУБЦЕВА
Обсуждение статьи на форуме