Сейчас Киев фактически не имеет собственной стратегии развития на долгосрочную перспективу. Предыдущий генплан (сроком действия до 2005 года) был принят в 1986 году. За последнее время у «жовто-блакитных» значительно изменились социально-экономические и правовые предпосылки градостроительной деятельности. Первоочередная задача нынешнего генплана – создание условий для осуществления основных функций Киева как столицы Украины. Новый генплан призван усовершенствовать социальную, производственную и инженерную инфраструктуру, повысить уровень обеспеченности киевлян жильем, защитить земли от опасных естественных и техногенных процессов, обеспечить охрану окружающей среды и историко-культурного наследия. На разработку генерального плана бюджетом Киева предусмотрено выделение 23,5 млн гривен. Однако, глава Киевской городской государственной администрации Александр Попов в своих заявлениях не устает подчеркивать, что генплан будет разработан без бюджетных затрат – только за счет привлеченных средств. Свои слова он старается подтверждать делом: в конце ноября КГГА подписала соглашение со Всемирным банком о выделении гранта в размере 50 тыс. долларов для разработки генплана развития Киева.
Жилье
По прогнозам экспертов Института демографии и социальных исследований НАН Украины, к началу 2026 года численность населения Киева может возрасти до 3,9 млн человек. При этом до 2025 года в украинской столице планируется возвести 28 млн кв метров жилья. Общая площадь жилого фонда к этому времени должна составить около 85,1 млн кв метров, а жилищная обеспеченность - 26-27 «квадратов» на человека. Достигать таких результатов предполагается за счет застройки свободных земель, реконструкции устаревшего жилого фонда (прежде всего «пятиэтажек» первых массовых серий) и реорганизации промышленных зон. Жилищное строительство в Киеве до 2010 года будет полностью развиваться в черте города. В последующий период (2011-2020 гг) доля строительства на новых землях возрастет до 53%. До 2020 года около 10 млн кв метров жилья будет построено за границами города. Руководитель института «Гипроград» Иван Шпилевский полагает, что для покрытия земельного дефицита для строительства, необходимо расширять Киев за счет пригородных зон: «Прогнозированное увеличение территории Киева с 83,6 тыс. гектаров до 143,4 тыс. фактически является невозможным. Необходимо срочно пересмотреть ресурсную оценку территории и размещение строительства в Киеве».
Транспорт
Концепцией стратегического развития украинской столицы предусматривается, что к 2025 году будут построены большая городская кольцевая автодорога и въезды-дублеры в город по основным направлениям. В общей сложности планируется проложить 370 км автодорог. Также намечено построить линию скоростного трамвая от Троещины до Осокорков на левом берегу, запустить кольцевую городскую электричку и электричку из Киева в Борисполь, провести реконструкцию моста Патона и Петровского железнодорожного моста. Концепция транспортного развития украинской столицы предусматривает и популяризацию метро: к 2025 году должно быть построено 27 новых станций метрополитена. Решать проблему с пробками в украинской столице собираются постройкой, помимо всего прочего, четырех тоннелей. Любопытно, что при разработке генплана учитывалась вероятность того, что в Киеве в будущем, возможно, пройдут Олимпийские игры. С этой целью на Украине уже запланировано строительство Олимпийского комплекса и «Диснейленда».
Инфраструктура
Новый генплан призван устранить дисбаланс между правым и левым берегом Киева. Менее развитую левобережную часть города планируется активно «заселять» офисными, спортивными и культурными центрами. К примеру, в Днепровском районе на месте нынешнего Резино-регенераторного завода появится квартал в стиле киевской застройки позапрошлого века. Территорию 11-го микрорайона западной части Позняков планируется застроить жилыми «высотками», торгово-развлекательными центрами, офисными зданиями и гостиницами. Здесь также появятся две новые школы и несколько детских садов. Развитие микрорайона Новая Дарница предполагает строительство нескольких небоскребов и детского санатория. Обзаведется Киев собственным деловым кварталом «Сити», который планируется возвести на Рыбальском острове. Согласно концепции генплана, Киев должен сохранить за собой статус одного из самых зеленых городов Европы. К 2025 году предполагается сформировать 18 буферных парков, а также осуществить ландшафтную реконструкцию 59 существующих столичных парков. При этом доля зеленых насаждений в городе по-прежнему должна будет составлять 51-53%.
Евгения КАРПОВСКАЯ
Комментирует: Екатерина Чекирда, начальник Коммунальной организации «Центр градостроительства и архитектуры» г. Киев
Анализ современного состояния развития города свидетельствует о накоплении острых проблем и диспропорции градостроительного развития столицы. За последние годы изменились социально-экономические и правовые предпосылки градостроительной деятельности. Не были реализованы планы развития транспортной инфраструктуры, улично-дорожной сети, развития зеленых зон, реконструкции и модернизации устаревшего жилого фонда, реконструкции и реструктуризации промышленной и коммунально-складской застройки, охрана и улучшение окружающей среды. Еще один немаловажный момент – не было учтено развитие инфраструктуры в рамках проведения международных мероприятий в сфере культуры, науки, спорта, в частности таких, как чемпионат «Евро-2012».
Комментирует: Денис Басс первый заместитель главы Киевской городской государственной администрацией
«Раньше градостроители и инвестиционно-строительные компании не всегда находили взаимопонимание во взглядах на развитие города. Считаю, что в условиях финансового кризиса инвестиционные круги способны предоставить существенную помощь в городском планировании. Это - определение функций, привлекательных для инвестора, механизмы привлечения инвестиций в менее прибыльные сферы, социально или экологически необходимые для города, прогнозирование нужд в инвестициях и их реальных объемов».