ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В России планируется разработка комплексного цифрового решения для строительства сложных промышленных объектов

Планируется создание комплексного национального решения в области технологий информационного моделирования (ТИМ) для строительства сложных промышленных объектов в России. Для этого будут объединены усилия отечественных компаний-разработчиков, индустриальных заказчиков и профильных органов исполнительной власти. Минстрой России в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом», которая является коорди...

Оценка строительной отрасли будет основана на том, насколько широко и эффективно внедрены технологии искусственного интеллекта

На заседании Экспертной группы по внедрению искусственного интеллекта при Минстрой России обсудили создание единой методики для оценки применения ИИ в строительной отрасли. Эта методика должна отражать готовность компаний к использованию искусственного интеллекта и стать основой для формирования реестра отечественных ИИ-решений. Инициатива была высказана на сессии «Искусственный интеллект в девело...

На выставке «Россия» на ВДНХ обсудят вопросы цифровизации строительной отрасли

На международной выставке-форуме «Россия» пройдет стратегическая сессия «Цифровое строительство: от идеи к практике цифровизации отрасли в регионах». Организатором мероприятия выступает Центр компетенций Российской Федерации по цифровой трансформации строительной отрасли и Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Строительство» при Минстрое России. Национальная цель развития «Цифровая трансформа...

Министерство строительства России утвердило методику определения стоимости информационной модели в строительной отрасли

Приказом Минстроя России были внесены коррективы в Методику определения сметной стоимости различных видов работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, демонтажа и работ по сохранению объектов культурного наследия. Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Константин Михайлик, одним из ключевых аспектов применения информационного мо...

После 8 лет разбирательств было принято решение в пользу жильцов многоквартирных домов

27 марта 2024 года был принят законопроект в третьем чтении, который дает жильцам возможность самостоятельно выбирать провайдера в многоквартирных домах (МКД), что станет еще одним важным шагом к свободному подключению домашнего интернета. С 2016 года отрасль связи активно выступала за честную конкуренцию. За это время стоимость размещения оборудования операторами росла, а отсутствие конкуренци...

В России 759 городов признаны благоприятными для проживания

По результатам расчета индекса качества городской среды для 1 117 городов за 2023 год благоприятными для проживания признаны 759 городов при плановом значении 603 города. Среднее значение индекса составляет 200 баллов при плановом значении 198 баллов. Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году составил 18% при плановом значении 17%. «Индекс качества городской сре...

7 Апреля 2010

Жилищно-Коммунальные Хитрости

Жилищно-Коммунальные Хитрости

Пережить реформу ЖКХ и не остаться без средств к существованию. Возможно, именно такая задача будет стоять перед собственниками многоквартирных домов в следующем десятилетии.

Правительство всерьез и надолго озаботилось проблемой модернизации и реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства. Так, еще в феврале этого года была утверждена концепция вышеназванной целевой программы, а к середине апреля Министерство регионального развития должно представить уже готовый проект.

На заявленные цели запланировано направить 4098,75 трлн. рублей. Бюджеты всех уровней оплатят лишь пятую часть затрат, в частности, из федерального бюджета планируется истратить всего 422 млрд. рублей. Остальные средства предполагается получить от частных инвесторов и собственников многоквартирных домов.

Программа рассчитана на 10 лет. За это время ее авторы намерены кардинально перестроить всю отрасль.

Что нас ждет в будущем согласно предложенной концепции? Во-первых, за время действия программы все многоквартирные дома будут снабжены полным набором коммунальных услуг: отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, газо или электроснабжением. Пока таких домов в стране 79%. Во-вторых, все дома должны получить общедомовые приборы учета электроэнергии, воды и тепла. Пока такие счетчики установлены только в 58% домов. После этого расчеты за коммунальные ресурсы будут производиться только по показателям счетчика. В-третьих, коммунальные предприятия будут приватизированы, а муниципальные сети сданы в концессию частным фирмам. Для финансирования коммунальной сферы запланировано использование банковского кредитования, а также переход к «долгоиграющим» тарифам на коммунальные услуги, в которых существенную роль будет играть инвестиционная составляющая – финансовое обеспечение ремонта, модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры.

В результате к 2020 году жители многоквартирных домов будут обеспечены всеми видами благоустройства жилья, за счет чего должна повыситься его рыночная стоимость (не менее чем на 1,6 трлн. рублей, как полагают авторы концепции).

Стабилизация финансового положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства обеспечит повышение надежности и качества предоставляемых услуг. Аварийность сетей водо и теплоснабжения к 2020 году должна уменьшиться вдвое, а энергоэффективность ЖКХ – повыситься: расход энергии на обеспечение 1 кв. метра площади многоквартирного дома отоплением и горячим водоснабжением уменьшится на 16%. Запланировано также сокращение потребления населением воды почти на 40%.

Но при всех этих радостях доля расходов на коммунальные услуги в доходах населения увеличится почти в полтора раза, с 4,7% до 6,9%, а вклад собственников в оплату реконструкции, модернизации и капремонта своего дома возрастет с 5% до 90%.

Именно такие «непопулярные» будущие итоги программы вызвали наибольшее число нареканий со стороны членов Экспертного совета по ЖКХ при Комитете Госдумы по строительству и земельным отношениям.


Михаил Хесин, депутат Госдумы, озвучивая заключение экспертного совета по концепции модернизации ЖКХ, выделил несколько задач реформирования данной отрасли:

«Первое и главное – это формирование ответственных собственников жилья. Эта задача представляется ключевой в продвижении реформы ЖКХ. В результате приватизации у нас самая большая в Европе доля частного жилья – свыше 80 %. Однако граждане не чувствуют себя хозяевами; собственниками квартир – да, но никак ни собственниками дома в целом. Все претензии к содержанию многоквартирных домов и их ремонту, обеспечению коммунальными ресурсами граждане по-прежнему адресуют органам власти. Но надо признать, что и органы власти должным образом не передали гражданам в нормальном состоянии общее имущество в многоквартирном доме. Этот вопрос законодательно не был урегулирован и, видимо, уже не будет… Хотя земельные участки под такими домами можно и нужно передавать в собственность жителям. Это было бы хорошим стимулом для объединения и самоорганизации собственников. К сожалению, в концепции новой ФЦП (Федеральной целевой программы) модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы роль и место ТСЖ отражены недостаточно. Тем более, если учесть, что концепция предполагает принципиальное увеличение доли граждан в финансировании ремонта и реконструкции своих зданий после 2012 года. Можно утверждать, что образовать серьёзное софинансирование гражданами капитального ремонта своих домов без создания реальных ТСЖ будет невозможно. Второе замечание. Мы никогда не сможем перейти к экономически обоснованным тарифам и справедливым платежам населения за коммунальные услуги без повсеместного внедрения приборов учёта. Это позволит гражданам не только контролировать объём потребления ресурсов, но и даст им возможность для регулирования своего потребления. Без приборов учёта невозможно оценить эффективность мер по капремонту зданий, повышению их энергоэффективности. Третье замечание. Для планирования капитального ремонта зданий нужны мероприятия по техническому аудиту конструкций зданий, инженерных систем. К этому надо подходить на системной основе, принять необходимые нормативные акты».


Председатель комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков считает, что аббревиатура «ЖКХ» должна просто исчезнуть из программы:

«Вот если бы мы развели программу на реформирование или модернизацию дальнейшего управления в жилом секторе, с жилой недвижимостью и рассматривали её отдельно, как проблему со своим собственником, со своими деталями, с точки зрения внутреннего финансирования, как самими собственниками своего многоквартирного дома, так и долгов, которые государство имеет перед этими домами, то мы бы выстраивали ту модель, которая нас приводила к тому, каким образом государство и собственник начнёт привлекать деньги для модернизации своего недвижимого имущества. Коммунальный комплекс – это своё хозяйство. Нужны две совершенно разные модернизации: управления в жилищной и управление в коммунальной сферах. Если бы это учли в концепции, то мы бы по-другому к ней подходили. Если мы вскроем эти болячки в двух частях так называемого жилищно-коммунального хозяйства, мы с вами сразу перейдём к тому, какое законодательство сегодня надо готовить. О ТСЖ надо отдельное законодательство готовить, об управлении многоквартирными домами, уже с использованием разных элементов работы собственника, надо отдельное законодательство готовить, о коммунальной системе надо отдельное законодательство готовить и так далее, через запятую. Этого в программе не предусмотрено».


Президент саморегулируемой организации собственников жилья и землевладельцев Александр Павленко, анализируя концепцию, отметил, что в ней нет никаких инициатив, направленных на формирование рынка собственников жилья:
«По деньгам получается, что 1,5 триллиона будут финансироваться за счёт собственников жилья. У меня вопрос, а где они деньги возьмут? У них нет даже объекта, под которые они могут взять эти деньги, потому что, вы знаете, мы все – виртуальные собственники. Люди сегодня массово отказываются оплачивать техническое обслуживание, управление, ремонт многоквартирных домов. Они говорят: «Ну за что мы будем платить, если государство забыло нам передать сам дом в собственность, не даёт землю и кадастровые номера. За что мы должны платить, непонятно!».

Возможно, более ясные перспективы представит сама федеральная программа, которую запланировано принять в апреле этого года (отя ее выполнение уже началось). Закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...», принятый Госдумой 23 ноября 2009 года, предполагает, что все здания, строения, сооружения, в которых используются энергетические ресурсы (газ, вода, тепло, электроэнергия) должны быть оснащены приборами их учета (коллективными и/или индивидуальными). Предприятия и учреждения обязаны обзавестись ими к 1 января 2011 года, жилые дома – годом позже. С 1 июля 2010 ресурсоснабжающие предприятия должны начать работы по установке приборов, а собственники обязаны их оплатить – сразу или с рассрочкой, но не позже, чем в пятилетний срок.

В любом случае, программа уже действует, а куда приведут благие намерения очередной модернизации, пока остается непонятным даже для специалистов, не говоря уже об обычных собственниках.


Сергей Курилов, Генеральный директор ООО ПСК «Тепло Центр Строй» (в составе ГК «Теплоцентрстрой»)

Повышение энергоэффективности коммунального комплекса – основное условие благополучия собственников жилья, которым скоро придется оплачивать содержание своих домов из собственного кармана. Как мы все были удивлены, когда выяснилось, что, платя по показаниям счетчика, например, за воду, можно сэкономить так много денег! А если еще свести к минимуму потери тепла, неизбежные при традиционной организации отапливания жилых помещений? Ведь если посчитать, сколько денег уходит на отопление улицы, пока горячая вода идет по трубам от одной котельной по всему кварталу, то поневоле задумаешься – неужели нельзя этих потерь избежать?

И выход есть. На наш взгляд, будущее за технологией низкотемпературного каталитического (беспламенного) горения. Во всем мире находят применение блочные, модульные, крышные и т.д. котельные – небольшие по размерам агрегаты, которые устанавливаются в непосредственной близости от отапливаемых помещений или на крышах и питаются от газовых коммуникаций здания. КПД такого котла больше, чем у привычных жаротрубных котлов. Кроме того, данная технология позволяет снизить вредные выбросы в атмосферу. На сегодня идея находится у нас в разработке, и мы в ближайшее время планируем предлагать эту инновационную технологию нашим заказчикам. Но для реализации проекта в серьезных масштабах необходимо участие и государства, которое должно заинтересовать инвестора (то есть, например, нас) выгодной тарифной политикой.

Оксана ВОЙТОВИЧ

Кол-во просмотров: 12716
На правах рекламы
Яндекс.Метрика