ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

13 Июля 2010

Сити на Енисее

Сити на Енисее
В Красноярске будут освоены 16 га в центре города. Участок, расположенный на острове Молокова на реке Енисей, отдан под строительство делового района «Енисей Парк Сити». Проект обращает на себя внимание по двум причинам. Первая: центральное и в то же время островное местоположение будущего Сити обеспечивает ему особую эффектность, в связи могут быть уместны даже аналогия с районом Манхеттен в Нью-Йорке и Сite в Париже. Второе: проект заявлен именно сейчас, в период кризиса (а не задолго до этого), что говорит в пользу реалистичности намерений организаторов.


Проект на фоне…

Второе обстоятельство довольно примечательно: до кризиса многие губернаторы разных регионов страны объявляли на всевозможных международных выставках о намерениях построить свои Сити, деловые районы в самых привлекательных, отнюдь не периферийных частях региональных центров. Ситимания, как обозначили такие намерения журналисты, разразившаяся на территории РФ, затронула несколько десятков областей России. Однако кризис скорректировал подобные планы существенным образом. Большинство проектов Сити сейчас или забыты вовсе, или застыли на самом начальном уровне исполнения. Стартовую фазу переживает и Сити в Красноярске. Однако есть особенность: проект прошел два раунда публичных слушаний, получил одобрение в местном законодательном собрании, просчитан с точки зрения всех намерений и затрат, объявлены главные действующие лица, заявившие недавно о привлечении к работам международных архитекторов.

Главный инвестор проекта, его автор и движущая сила – компания GVA Sawyer, член международной ассоциации GVA Worldwide. Объясняя идею и замысел «Енисей Парк Сити», в компании считают принципиальным вопрос перспективности развития Красноярска в целом. Иначе стоило ли было планировать к строительству 400 тыс. кв.м в центральной части пусть крупного, но все-таки регионального центра.

Красноярск позиционирует себя как один из инновационных и деловых центров России. В городе активно претворяется в жизнь поддержанная на Федеральном уровне программа создания агломерации «Красноярск-2020». Вот лишь некоторые детали, отражающие состояние города и края сегодня. Город-миллионник входит в десятку лидеров по темпам привлечения инвестиций. Основные отрасли в экономике края – добыча сырья и переработка. Сырьевая направленность обеспечивает довольно высокие возможности населения. Одним из подтверждений этому может служить то, что на каждого жителя здесь приходится 0,7 кв.м торговых площадок, что в 1,5 раза превышает средне российские показатели. Уже фиксируется послекризисный рост объемов строительства, которые в первом квартале 2010 г. превысили показатели аналогичного периода 2009 г. в 2,4 раза.

Активность демонстрирует и рынок коммерческой недвижимости: в текущем году на 30 % больше зарегистрировано собственников площадей в федеральных регистрирующих органах, чем это было в 2009 г.

«Енисей Парк Сити» масштабен по финансовым затратам: 635 млн долларов США – его общий бюджет. Такие инвестиции оправданы только в том случае, если место, выбранное для строительства в ближайшее время, будет в состоянии подтвердить свой статус мощного центра деловой и финансовой активности, привлекательного и для внутренних, и для внешних участников рынка. Именно на такой прогноз опираются в GVA Sawyer, отметила на презентации проекта Вера Сецкая, президент компании.


Сити на Енисее

Енисей делит город на две части. Расположенный в центре остров Молокова, с которого открываются виды на оба берега, также можно разделить на две части. Одну занимает стадион и парк, другая практически пустует. Когда-то здесь располагалась база полярной авиации и небольшой аэропорт. Эта территория и отдана Сити.

Новый деловой центр будет иметь выразительную рекреационную часть: 60% озелененных территорий согласно требованиям местного законодательного собрания будут сохранены. Кроме обширной парковой зоны здесь появятся также яхт-клуб, марина, музей полярной авиации. Первая очередь будет включать офисные площади, гостиницы с апартаментами и выставочными площадями. Инвестиции в первую очередь составят 130 млн долларов.

Весь объем строительства рассчитан на 10–15 лет. За эти годы на острове Молокова появятся отели с конгресс-центром общей площадью 290 тыс. кв. м, офисные помещения площадью 100 тыс. кв.м, выставочные площади 15 тыс. кв.м. Марина, яхт-клуб и спортклуб займут объемы в 16 тыс. кв.м. Кроме всего перечисленного, на сотрове появятся кафе, рестораны, музей полярной авиации.

Сейчас организаторы проекта заинтересованы в привлечении соинвесторов. Согласно планам GVA Sawyer, через три года начнется активное строительство на площадке. Весь проект проходит сейчас окончательную выработку концепции и в ближайшее время перейдет в стадию «П».

В качестве разработчиков архитектурного облика и планировки территорий партнерами GVA Sawyer выступит международная компания Aedas. Компания известна на мировом рынке крупными проектами, реализованными в Великобритании, Западной и Восточной Европе, Гонконге.


Объективные сложности

В силу географического расположения Сити будет отделен от города рекой. Однако у компании-инвестора нет планов использовать эту естественную преграду и сделать Сити закрытой режимной территорией, вход на которую будут осуществляться только для избранных. Во всяком случае, так сегодня заявляют в GVA Sawyer.

Однако возникает вопрос: как будет обеспечиваться доступ на остров уже сейчас, когда начнется строительство, если связь с ним «материка» осуществляется только посредством Коммунального моста, возведенного сравнительно недавно? Достаточно ли будет этой коммуникации тогда, когда начнется доставка на остров стройматериалов?

В планах города есть возведение нового моста с одного берега Енисея на другой, но пока этот проект никак не учитывает интересы острова, проект не включает специального съезда на него. Поэтому возможность включиться в создание такой транспортной развязки организаторы Сити для себя не исключают. Не исключают они и потребности возведения понтонного моста в случае необходимости. Именно таким образом долгие годы остров был связан с городом до возведения Коммунального моста.

Критика иногда затрагивает и интересы горожан: даже если остров будет открыт для всех желающих, не утратил ли Красноярск масштабную территорию в центре, которая могла бы использоваться для активного отдыха красноярцев? На этот вопрос представители местной бизнес-элиты высказываются довольно определенно: за время правления регионом А.Хлопониным в городе было построено множество развлекательных центров. Сейчас город не испытывает в них дефицита. Следовательно, Сити не отнимает у Красноярска, а наоборот, наделяет его среду интересным стилистическим и функциональным решением.

То, что Красноярский деловой район Сити будет востребован в деловых кругах, подтверждают и в бизнес-сообществе.

Илья Афраймович, директор по развитию ROSS Group:

– Комплексное освоение территорий, масштабные проекты всегда интересны с точки зрения реализации новых, еще не опробованных в России форматов. Сравнивать такой проект, наверное, можно только с проектом Москва-Сити. Консолидация деловой активности в определенной зоне всегда ведет к ажиотажу вокруг проекта, тем более, что объект будет реализован в центральной части города, в непосредственной близости от администрации города.

Красноярск уже освоен девелоперами с точки зрения реализации проектов торговой недвижимости, а вот в офисном сегменте таких глобальных идей еще не было. И я думаю, проект будет интересен как представителям местного бизнеса, так и международным компаниям, которые ведут бизнес в Красноярске.

Если говорить о сложностях, то в первую очередь это грунты, ведь проект планируется строить на реке. Также необходимо будет решать вопросы с транспортными развязками, ведь объем заявленных площадей потребует достаточно мощных магистралей.

На мой взгляд, проект потребует больших инвестиций. Если рассматривать приведенные цифры с точки зрения вложений в строительство, то да, наверное, цифры верны. Но здесь речь идет о масштабной застройке, об облагораживании территорий, о транспортных развязках, поэтому, я думаю, бюджет будет скорректирован в сторону увеличения.

При всей просчитанности и обоснованности проекта девелопером, Сити в Красноярске – это смелая идея. Принимая во внимание сроки реализации, сложно спрогнозировать в какую сторону изменится экономическая ситуация в стране. В этом и заключается риск. Но, будем надеяться, что все будет меняться только к лучшему.

Комментарий : Виктор Свирин, руководитель Бюро «Умная Стройка», независимый эксперт

Проект противоречия.

Конечно, каждому хочется для своей любимой страны процветания. Ее могучий потенциал позволяет реализовывать самые грандиозные замыслы, направленные на всеобщее благо. Любой проект от идеи до конечного продукта должен проходить множество стадий экспертизы и согласования, на которых учитываются всевозможные аспекты, взвешиваются плюсы и минусы. Если проекту строительства Сити на Енисее «дан зеленый свет», значит необходимый протокол соблюден.

Мне не по рангу рассуждать о легитимности подобного решения. Но, даже отбросив напрашивающиеся мысли о его возможном келейном характере, не могу не отразить свою гражданскую позицию. Не хочу показаться брюзгой, но субъективные сомнения дают повод назвать строительство «города для избранных» на енисейском междуречье проектом ПРОТИВоречия.

Не исключено, что в процессе предпроектного обоснования, инициаторам удалось не только выложить козырные аргументы в пользу строительства «зоны для богатых», но и одновременно искусно умолчать о возможных сомнениях, а в итоге заручится поддержкой сильных мира сего. Заманчивые лозунги о грядущем благе для народа, обычно употребляемые политиками в период выборов и использованные для «пробивания» мега-проекта, естественно, лукавы и ничего реального, кроме мест обслуги в этом самом Сити, простым людям не сулят.

Базовый тезис местной бизнес-элиты о том, что «сырьевая направленность обеспечивает довольно высокие возможности населения», вызывает улыбку. В этой связи вспоминаются слова героя Валентина Гафта из фильма «Гараж»: «что-что, дорогой, а право-то ты имеешь…». Ну, а что касается «возможностей», то они, как заведено, сфокусируются лишь для избранных граждан.

Очевидно, что бизнес ищет выгоду только для себя. Другое дело, когда к участию в сотрудничестве с бизнесом подключается государство. Тут непременно возникает пресловутый «человеческий фактор», при воздействии которого аналитике и экспертизе очень трудно бывает оставаться независимыми.

Под воздействием медовых речей высокопоставленных ораторов и насаждаемой услужливыми СМИ «отфильтрованной» информации, складывается впечатление, что без иностранной финансовой интервенции России никак не сравняться с Западом. Немудрено, что в этих условиях один государственный деятель, считая себя истинным патриотом, договорился до того, что желает видеть как можно больше иностранцев, работающих в России. К чему это приведет и чьи места будут занимать «дорогие гости» из-за рубежа догадаться несложно.

В условиях отсутствия реального института гражданского общества, действия, направленные на дальнейшее кромсание и уничижение нашей Великой Страны с помощью «забугорных инъекций» совершенно некому пресечь. Общество разжижено потребительскими устремлениями, а телевизионное оболванивание усердно затаптывает ростки народного самосознания. Чиновники же – люди, попавшие в номенклатурную систему, в подавляющем большинстве своем вынужденно «следят за направлением ветра». Ну а тех, кто не следит, система перетирает.

Призыв Президента к поднятию инновационного уровня страны многими, власть имущими, воспринялся не иначе, как сигнал к интенсификации бизнес-активности. К сожалению, интеллектуальная и научно-техническая составляющие структуру отечественного бизнеса полностью растворились в торговой. Увы, сегодня, при кривом недокапитализме, сплошь и рядом именно торговля правит бал. Как кому-то не покажется парадоксальным этот образ, но мне представляется, что проект строительства «города дельцов» схож с возведением своеобразного «черкизона».

Базовый тезис представителей местной бизнес-элиты, о том, что Красноярск уже заполнен развлекательными центрами, «поэтому Сити не отнимает у него … (непонятно только, что именно отнимает), а наоборот, наделяет его среду интересным стилистическим и функциональным решением» - из разряда бредовых и характеризует полное отсутствие понимания ситуации. Видимо, «красноярские ребята» очень спешат и при этом теряют рассудительность, если не понимают, что город навсегда утратит огромную территорию в центре, которая могла бы использоваться для активного (и, о ужас!, бесплатного) отдыха красноярцев.

Естественно, для государства очень важно распределить крупные политические, деловые, научные и культурные центры равномерно по всей территории, избегая их концентрации лишь в европейской части. Также очевидно, что бизнесующим субъектам, и иже с ними, реализация проекта интересна, несмотря на очевидные технические и финансовые трудности и политические риски. Хотя, общеизвестно, что в меру своего цинизма, плевать они хотели на чужие (лично для них) трудности, затраты и риски!

Конечно, представители местных элит, опираясь на федеральную поддержку и стремясь соответствовать столичному уровню престижа, будут руками и ногами голосовать за дальнейшее продвижение проекта. Помилуйте, ну кто ж откажется в полной мере пользоваться обильным инвестиционным дождем, а впоследствии и щедрым бонусным урожаем! Удивляет то, что, даже на фоне кризиса, небольшая группка лиц уже предвкушает взрыв деловой активности на бизнес-площадке, располагаемой в самом чреве России, в непосредственной близости от вожделенных ресурсов.

Между тем, господам, принимающим ответственные решения, впору заняться ликвидацией насущных проблем простых людей, ведущих неравный бой с родным государством за выживание, а не о том, как взвинтить пресловутую «деловую и финансовую активность» (выражаясь по-простому – заурядную спекуляцию природными, материальными и финансовыми ресурсами). Грубо выражаясь, эта  «активность» и так уже всех «достала», ввергнув современный мир в пучину глобального экономического кризиса.

Возвращаясь к техническим трудностям – сложным грунтам, необходимости в мостах, развязках и прочей сопутствующей строительству инфраструктуре, следует отметить, что, естественно, все они преодолимы. Просто перейдут из одного состояния в другое и станут (как всегда, «неожиданно») финансовыми затратами. Точнее, дополнительными затратами, о которых «на старте» скромно, чтобы не спугнуть инвесторов, умалчивают господа девелоперы. А если еще точнее – немеренными средствами, которые придется учитывать и тратить при строительстве и эксплуатации огромного комплекса, и которые тяжким бременем лягут на многие поколения простых красноярских налогоплательщиков.

Кстати, о девелоперах, которые, якобы досконально, просчитали и обосновали (разве что, при помощи упомянутых лозунгов) проект возведения Сити. Не надо быть большим специалистом, чтобы невооруженным взглядом увидеть очевидное лукавство (или ошибку, допущенную в разы!) в заявленной стоимости одного кв. метра. Но девелоперы не были бы девелоперами, если бы не умели лукавить. Современные дельцы умеют увлекать чиновников и инвесторов.

Заявлять о старте мега-проекта во время кризиса, конечно, цинично. Хотя, сама по себе разработка проекта, вовсе не означает необходимости в его сиюминутной реализации. Тем более, насколько известно, в Красноярском крае пока не достигнуто всенародного благополучия. Да и вообще, мало ли у нас обоснованных и даже хорошо просчитанных проектов пылится на полках. Одним больше, одним меньше…

Несмотря на «шипящий» характер этого эссе, у автора все же существует надежда, что здравомыслящие силы Края (они, безусловно, есть и занимаются решением реальных проблем), сумеют хорошенько оценить ситуацию с запуском проекта в реализацию, взвесив все «за» и «против». Может быть, даже пропустив его не только через экспертизу специалистов, но и через сито народного референдума, избежав, таким образом, принятия решения без учета привходящих факторов и возможных последствий или, выражаясь по научному, проявления волюнтаризма.

Может статься, что люди подскажут начальникам и примкнувшим к ним бизнесменам, что и других насущных дел и забот в Крае невпроворот. Попросят, например, поднять упавшую социалку, прижать криминал и коррупцию, поддержать инвалидов, стариков и детей. И только потом начинать строить отели-рестораны-яхтклубы.


Наталия КРОЛ


Обсуждение статьи на форуме

Кол-во просмотров: 14073
На правах рекламы
Яндекс.Метрика