ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В России планируется разработка комплексного цифрового решения для строительства сложных промышленных объектов

Планируется создание комплексного национального решения в области технологий информационного моделирования (ТИМ) для строительства сложных промышленных объектов в России. Для этого будут объединены усилия отечественных компаний-разработчиков, индустриальных заказчиков и профильных органов исполнительной власти. Минстрой России в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом», которая является коорди...

Оценка строительной отрасли будет основана на том, насколько широко и эффективно внедрены технологии искусственного интеллекта

На заседании Экспертной группы по внедрению искусственного интеллекта при Минстрой России обсудили создание единой методики для оценки применения ИИ в строительной отрасли. Эта методика должна отражать готовность компаний к использованию искусственного интеллекта и стать основой для формирования реестра отечественных ИИ-решений. Инициатива была высказана на сессии «Искусственный интеллект в девело...

На выставке «Россия» на ВДНХ обсудят вопросы цифровизации строительной отрасли

На международной выставке-форуме «Россия» пройдет стратегическая сессия «Цифровое строительство: от идеи к практике цифровизации отрасли в регионах». Организатором мероприятия выступает Центр компетенций Российской Федерации по цифровой трансформации строительной отрасли и Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Строительство» при Минстрое России. Национальная цель развития «Цифровая трансформа...

Министерство строительства России утвердило методику определения стоимости информационной модели в строительной отрасли

Приказом Минстроя России были внесены коррективы в Методику определения сметной стоимости различных видов работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, демонтажа и работ по сохранению объектов культурного наследия. Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Константин Михайлик, одним из ключевых аспектов применения информационного мо...

После 8 лет разбирательств было принято решение в пользу жильцов многоквартирных домов

27 марта 2024 года был принят законопроект в третьем чтении, который дает жильцам возможность самостоятельно выбирать провайдера в многоквартирных домах (МКД), что станет еще одним важным шагом к свободному подключению домашнего интернета. С 2016 года отрасль связи активно выступала за честную конкуренцию. За это время стоимость размещения оборудования операторами росла, а отсутствие конкуренци...

В России 759 городов признаны благоприятными для проживания

По результатам расчета индекса качества городской среды для 1 117 городов за 2023 год благоприятными для проживания признаны 759 городов при плановом значении 603 города. Среднее значение индекса составляет 200 баллов при плановом значении 198 баллов. Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году составил 18% при плановом значении 17%. «Индекс качества городской сре...

20 Июля 2010

В Cочи на всех парусах

В Cочи на всех парусах
Проект реконструкции Сочинского морского торгового порта входит в активную фазу реализации. С одной стороны, его можно рассматривать как часть олимпийской стройки. И формально это так. Однако можно с уверенностью сказать: на выходе должен появиться общероссийский объект, не сопоставимый по значимости ни с горнолыжным курортом, ни с ледовым дворцом спорта. Впрочем, и порт, и спортивная инфраструктура будут существовать во взаимодействии.  


Что было, и что будет?

Сегодня Сочинский морской торговый порт (СМТП), находящийся в центральной части города, ассоциируется в первую очередь с красивым, выдержанным в канонах классической архитектуры зданием морского порта, построенным по проекту архитектора К.Алабяна. Между тем, порт это еще и значительные по своей протяженности 15 морских причалов (1454 м), способных принимать суда длинной 205 м и осадкой до 8 м. Сегодня СМТП, созданный в 1936 г.  осуществляет целый спектр грузопассажирских операций. Его штат насчитывает 1000 человек, пассажиропоток составляет 2 млн человек в год.

Однако при значительных возможностях существует целый ряд аспектов, которые требуют модернизации объекта. Так, например, особенности фарватера СМТП таковы, что более крупные круизные суда не могут быть ошвартованы у причала, их принимают исключительно на рейде. Нелогичным является и то, что хорошо развитые грузовая и судоремонтная части расположены в непосредственной близости от главного здания морвокзала, в центре города. Не приспособлен Сочинский порт и для обслуживания яхт, что сейчас является достаточно актуальным.

Вопрос реконструкции был решен в декабре 2007 г.,  когда пункт о модернизации был внесен в Программу строительства Олимпийских объектов в рамках подготовки Сочи к Олимпийским играм 2014 г. Программой предусматривается создание современного международного центра морских и круизных перевозок. В результате всех работ Сочинский порт будет принимать суда длиной в 300 м.


Разделение на силы и сроки

Задача реконструкции и по срокам воплощения и по распределению зон ответственности  разделена. Существенно то, что часть строительство новой круизной гавани, новых гидротехнических сооружений и зданий пассажирского терминала. За береговую часть будет отвечать ОАО «Сочинский морской торговый порт» в лице организованного для этих целей ООО «Сочи Гранд Марина». Именно этой компании придется не только проектировать и строить новый объект, но и эксплуатировать в дальнейшем всю береговую часть порта. Такое взаимодействие позволяет отнести проект к крупнейшим в России проектам государственно-частного партнерства.

Полное завершение реконструкции намечено на 2016 г. Первая фаза – Олимпийская  - включает те задачи, которые должны быть выполнены до начала игр: открытие реконструированного здания Морвокзала общей площадью 6 тыс. кв. м и строительство в акватории порта яхт-марины на 250-300 яхт. Кроме того, на территории порта будет построен отель «4 звезды» на 280 номеров площадью 21 тыс. кв.м с конгресс-центром, комплексом СПА и парковкой, а также торговый комплекс площадью 9,4 тыс.кв.м с парковкой и современный офисный центр класса «А» площадью 9,5 тыс. кв.с с парковкой.

Постолимпийская  программа будет направлена на дальнейшее развитие береговой инфраструктуры. До 2016 г. после Олимпиады планируется расширить сегмент отелей за счет строительства комплекса апартаментов  площадью 41,7 тыс.кв.м. Вместимость яхт-марины увеличится. Вдоль создаваемой новой территории у Морвокзала построят торгово-развлекательную галерею площадью 10 тыс. кв.м с автомобильной парковкой.

Проект реконструкции охватит 10 га земли, включая 3 га новой территории.


Новый объект

Если портовая часть будет расширена и модернизирована, то этот проект станет первенцем грандиозного масштаба. Таких проектов на побережье Черного моря еще не было. По сути, яхт-марина, превратится из яхт-клуба в настоящий инфраструктурный комплекс. Как утверждает генеральный директор ООО «Сочи Гранд Марина» Константин Сахаров, это будет первым в России проектом  развития береговой инфраструктуры ( waterfront development), отвечающим уровню проектов самого высокого класса. Именно поэтому компания пригласила для участия в проекте международного и авторитетного игрока Mourjuan Marinas IGY, имеющего опыт девелопмента марин в Карибском бассейне, Европе, на Ближнем Востоке. Как отмечает К.Сахаров, опыт иностранных специалистов позволит создать правильное соотношение между возможностями марины и береговой инфраструктуры.

Есть и другие иностранные участники в  этом проекте. Это компания  Jones Lang LaSalle, консультанты в сфере коммерческой недвижимости.


Инвестиции и намерения

Размах проекта определяет и масштаб инвестиций. Только первая фаза реконструкции потребует от «Сочи Гранд Марины» 2 млрд руб, общий же объем инвестиций составит 9 млрд руб. Затраты возьмет на себя компания «Новошип», чьим структурным подразделением является Сочинский порт.  «Новошип», в свою очередь, является дочерней структурой самой крупной в России морской  транспортной компании «Совкомфлот». Комментируя тему инвестиций на пресс-конфренции, посвященной старту реконструкции порта,  Александр Куртынин, заместитель гендиректора «Совкомфлота» отметил, что намерения компании сегодня связаны с поиском соинвесторов и в дальнейшем продажей ему той доли проекта, который связан с береговой инфраструктурой – гостиницами, офисными и торговыми центрами. За собой «Новошип» оставит ту часть, которая соответствует транспортному профилю компании – яхт-клуб, марину, инфраструктуру порта.

Сейчас проект проходит стадию «П», оформлен землеотвод, проводятся конкурсы на привлечение строительных организаций. Желающих, как отмечет К.Сахаров много. В качестве генпроектировщика высупит австрийская компаия «Европроект», проект марины выполнит «Югморстрой».


Оценки и мнения

Насколько изменится лицо Сочи в связи с модернизацией порта? Повысится ли потенциал города как крупнейшего курорта? Насколько реалистичны задачи и сегодняшние возможности для их выполнения? Эти вопросы вызвали неоднозначные оценки участников рынка.


Никита Емец, директор по рекламе МФЦ «Кантри Парк»:

- Яхт-клуб в Кантри Парке, первом подмосковном офисном центре класса А, открыт в 2010 г. Конечно, это не сопоставимо по своим возможностям с тем, что появится в Сочи, но параллели проследить можно. Появление нашего яхт-клуб продиктовано тем, что многофукциональный центр находится на берегу Бутаковского залива Химкинского водохранилища. С самого начала в планы развития центра было заложено строительство собственного яхт-клуба со стоянкой для яхт и катеров. Введение его в строй позволило центру повысить свою многофункциональность – с одной стороны привлечь новый пласт посетителей, которые предпочитают перемещаться на личных катерах по воде, особенно в выходные (а в Москве это очень актуально из-за автомобильных пробок). С другой стороны, предложить этим посетителям все те сервисы, которые уже давно и успешно работают в Кантри Парке –  рестораны, студия красоты, магазины белья и цветов и многие другие. Таким образом, можно сказать что яхт-клуб, являясь некой изюминкой проекта, создает синергетический эффект, увеличивающий посещаемость и повышающий статус места. И это относится не только к Кантри Парку, это скорее тенденция.

Если сейчас широко обсуждается проблема востребованности спортивных объектов, которые создают в Сочи, то марина, яхт-клуб смогут обеспечить поток клиентов, способных ею воспользоваться.


Дмитрий Волков, руководитель отдела консалтинга и оценки Praedium Oncor International:

- России, безусловно, нужен подобный проект. При том функциональном и физическом состоянии, в котором Сочинский порт находиться сегодня, претендовать на звание популярной в мире здравницы почти невозможно. Амбиций у города много, но, к сожалению, пока мало подкрепленных.

Надо учитывать, что проект реконструкции достаточно сложный. Проектов подобного масштаба у нас не было, соответственно нет опыта, поэтому и приглашаем иностранные компании в качестве участников команды. Сегодня заявляют, что планируется привлечь инвесторов. Но кто они, эти самые потенциальные инвесторы, способные вложиться в наземную инфраструктуру проекта? К Олимпиаде, вероятнее, всего что-то успеют сделать, а вот после нее финансирование, на мой взгляд, встанет под вопрос.

Предполагаю, что проект будет реализовываться существенно дольше заявленных сроков. Планы развития в составе причального комплекса целого ряда объектов коммерческой недвижимости, в частности, офисов, вызывают сомнения: есть ли в этом целесообразность? В Сочи офисы такого уровня просто пока не нужны, а вот торговая и гостиничная функция могут удачно вписаться в общий проект.


Наталья КРОЛ


Обсуждение статьи на форуме

Кол-во просмотров: 14873
На правах рекламы
Яндекс.Метрика