Что было, и что будет?
Сегодня Сочинский морской торговый порт (СМТП), находящийся в центральной части города, ассоциируется в первую очередь с красивым, выдержанным в канонах классической архитектуры зданием морского порта, построенным по проекту архитектора К.Алабяна. Между тем, порт это еще и значительные по своей протяженности 15 морских причалов (1454 м), способных принимать суда длинной 205 м и осадкой до 8 м. Сегодня СМТП, созданный в 1936 г. осуществляет целый спектр грузопассажирских операций. Его штат насчитывает 1000 человек, пассажиропоток составляет 2 млн человек в год.
Однако при значительных возможностях существует целый ряд аспектов, которые требуют модернизации объекта. Так, например, особенности фарватера СМТП таковы, что более крупные круизные суда не могут быть ошвартованы у причала, их принимают исключительно на рейде. Нелогичным является и то, что хорошо развитые грузовая и судоремонтная части расположены в непосредственной близости от главного здания морвокзала, в центре города. Не приспособлен Сочинский порт и для обслуживания яхт, что сейчас является достаточно актуальным.
Вопрос реконструкции был решен в декабре 2007 г., когда пункт о модернизации был внесен в Программу строительства Олимпийских объектов в рамках подготовки Сочи к Олимпийским играм 2014 г. Программой предусматривается создание современного международного центра морских и круизных перевозок. В результате всех работ Сочинский порт будет принимать суда длиной в 300 м.
Разделение на силы и сроки
Задача реконструкции и по срокам воплощения и по распределению зон ответственности разделена. Существенно то, что часть строительство новой круизной гавани, новых гидротехнических сооружений и зданий пассажирского терминала. За береговую часть будет отвечать ОАО «Сочинский морской торговый порт» в лице организованного для этих целей ООО «Сочи Гранд Марина». Именно этой компании придется не только проектировать и строить новый объект, но и эксплуатировать в дальнейшем всю береговую часть порта. Такое взаимодействие позволяет отнести проект к крупнейшим в России проектам государственно-частного партнерства.
Полное завершение реконструкции намечено на 2016 г. Первая фаза – Олимпийская - включает те задачи, которые должны быть выполнены до начала игр: открытие реконструированного здания Морвокзала общей площадью 6 тыс. кв. м и строительство в акватории порта яхт-марины на 250-300 яхт. Кроме того, на территории порта будет построен отель «4 звезды» на 280 номеров площадью 21 тыс. кв.м с конгресс-центром, комплексом СПА и парковкой, а также торговый комплекс площадью 9,4 тыс.кв.м с парковкой и современный офисный центр класса «А» площадью 9,5 тыс. кв.с с парковкой.
Постолимпийская программа будет направлена на дальнейшее развитие береговой инфраструктуры. До 2016 г. после Олимпиады планируется расширить сегмент отелей за счет строительства комплекса апартаментов площадью 41,7 тыс.кв.м. Вместимость яхт-марины увеличится. Вдоль создаваемой новой территории у Морвокзала построят торгово-развлекательную галерею площадью 10 тыс. кв.м с автомобильной парковкой.
Проект реконструкции охватит 10 га земли, включая 3 га новой территории.
Новый объект
Если портовая часть будет расширена и модернизирована, то этот проект станет первенцем грандиозного масштаба. Таких проектов на побережье Черного моря еще не было. По сути, яхт-марина, превратится из яхт-клуба в настоящий инфраструктурный комплекс. Как утверждает генеральный директор ООО «Сочи Гранд Марина» Константин Сахаров, это будет первым в России проектом развития береговой инфраструктуры ( waterfront development), отвечающим уровню проектов самого высокого класса. Именно поэтому компания пригласила для участия в проекте международного и авторитетного игрока Mourjuan Marinas IGY, имеющего опыт девелопмента марин в Карибском бассейне, Европе, на Ближнем Востоке. Как отмечает К.Сахаров, опыт иностранных специалистов позволит создать правильное соотношение между возможностями марины и береговой инфраструктуры.
Есть и другие иностранные участники в этом проекте. Это компания Jones Lang LaSalle, консультанты в сфере коммерческой недвижимости.
Инвестиции и намерения
Размах проекта определяет и масштаб инвестиций. Только первая фаза реконструкции потребует от «Сочи Гранд Марины» 2 млрд руб, общий же объем инвестиций составит 9 млрд руб. Затраты возьмет на себя компания «Новошип», чьим структурным подразделением является Сочинский порт. «Новошип», в свою очередь, является дочерней структурой самой крупной в России морской транспортной компании «Совкомфлот». Комментируя тему инвестиций на пресс-конфренции, посвященной старту реконструкции порта, Александр Куртынин, заместитель гендиректора «Совкомфлота» отметил, что намерения компании сегодня связаны с поиском соинвесторов и в дальнейшем продажей ему той доли проекта, который связан с береговой инфраструктурой – гостиницами, офисными и торговыми центрами. За собой «Новошип» оставит ту часть, которая соответствует транспортному профилю компании – яхт-клуб, марину, инфраструктуру порта.
Сейчас проект проходит стадию «П», оформлен землеотвод, проводятся конкурсы на привлечение строительных организаций. Желающих, как отмечет К.Сахаров много. В качестве генпроектировщика высупит австрийская компаия «Европроект», проект марины выполнит «Югморстрой».
Оценки и мнения
Насколько изменится лицо Сочи в связи с модернизацией порта? Повысится ли потенциал города как крупнейшего курорта? Насколько реалистичны задачи и сегодняшние возможности для их выполнения? Эти вопросы вызвали неоднозначные оценки участников рынка.
Никита Емец, директор по рекламе МФЦ «Кантри Парк»:
- Яхт-клуб в Кантри Парке, первом подмосковном офисном центре класса А, открыт в 2010 г. Конечно, это не сопоставимо по своим возможностям с тем, что появится в Сочи, но параллели проследить можно. Появление нашего яхт-клуб продиктовано тем, что многофукциональный центр находится на берегу Бутаковского залива Химкинского водохранилища. С самого начала в планы развития центра было заложено строительство собственного яхт-клуба со стоянкой для яхт и катеров. Введение его в строй позволило центру повысить свою многофункциональность – с одной стороны привлечь новый пласт посетителей, которые предпочитают перемещаться на личных катерах по воде, особенно в выходные (а в Москве это очень актуально из-за автомобильных пробок). С другой стороны, предложить этим посетителям все те сервисы, которые уже давно и успешно работают в Кантри Парке – рестораны, студия красоты, магазины белья и цветов и многие другие. Таким образом, можно сказать что яхт-клуб, являясь некой изюминкой проекта, создает синергетический эффект, увеличивающий посещаемость и повышающий статус места. И это относится не только к Кантри Парку, это скорее тенденция.
Если сейчас широко обсуждается проблема востребованности спортивных объектов, которые создают в Сочи, то марина, яхт-клуб смогут обеспечить поток клиентов, способных ею воспользоваться.
Дмитрий Волков, руководитель отдела консалтинга и оценки Praedium Oncor International:
- России, безусловно, нужен подобный проект. При том функциональном и физическом состоянии, в котором Сочинский порт находиться сегодня, претендовать на звание популярной в мире здравницы почти невозможно. Амбиций у города много, но, к сожалению, пока мало подкрепленных.
Надо учитывать, что проект реконструкции достаточно сложный. Проектов подобного масштаба у нас не было, соответственно нет опыта, поэтому и приглашаем иностранные компании в качестве участников команды. Сегодня заявляют, что планируется привлечь инвесторов. Но кто они, эти самые потенциальные инвесторы, способные вложиться в наземную инфраструктуру проекта? К Олимпиаде, вероятнее, всего что-то успеют сделать, а вот после нее финансирование, на мой взгляд, встанет под вопрос.
Предполагаю, что проект будет реализовываться существенно дольше заявленных сроков. Планы развития в составе причального комплекса целого ряда объектов коммерческой недвижимости, в частности, офисов, вызывают сомнения: есть ли в этом целесообразность? В Сочи офисы такого уровня просто пока не нужны, а вот торговая и гостиничная функция могут удачно вписаться в общий проект.
Наталья КРОЛ
Обсуждение статьи на форуме