Восприятие - это серьезно
В считалке про охотника, которую все знают еще со школы, закодированы цвета спектра, составляющие радугу. Семь основных спектральных цветов, как известно из того же школьного курса физики, получаются путем преломления светового луча, прошедшего сквозь стеклянную призму. Таким образом, непосредственно цвет предмета определяется тем, какие лучи им поглощаются, а какие – отражаются. Например, если поверхность поглощает красные лучи, а отражает зеленые, то такой предмет мы воспринимаем как зеленый. Красный предмет, напротив, отражает красные лучи, а поглощает, соответственно, зеленые.
Для понимания взаимодействия цветов между собой и их воздействия на человека лучше всего помогает применение цветового круга. Цветовой круг, в который входят все основные цвета и все дополнительные, получающиеся путем смешивания основных цветов друг с другом, делится на две части: теплую и холодную. К теплым цветам относятся все красные, желтые и зеленые цвета, а к холодным – сине-зеленые, синие и фиолетовые. Все вышеперечисленные цвета называются хроматическими, а черный и серый – ахроматическими, так как они поглощают все другие оттенки спектра.
При выборе цветового решения будущего интерьера следует учитывать характер освещения, так как спектр искусственного света отличается от спектра естественного.
Обычная лампочка, например, дает желтоватый свет, а люминесцентная – голубой. Таким образом, предметы, освещенные определенным образом, начинают отражать соответствующий освещению спектр цвета, приобретая дополнительные рефлексы. Это обстоятельство может как обогатить колорит интерьера, так и исказить его, сделав непривлекательным. Любопытно, но при ярком освещении мы в большей степени воспринимаем предметы теплого спектра, а при тусклом – напротив, холодного. Это необходимо учитывать в особенности при оформлении таких помещений, как гостиная и спальня.
Цвет предмета также может меняться под влиянием окружающего его фона. Этот эффект называется хроматическим контрастом и нейтрализуется при введении в цвет предмета оттенка, соответствующего фону, либо окружив предмет контуром или рамкой.
Важным свойством цвета является его эмоциональное воздействие на человека.
В современной психологии есть целое направление, посвященное коррекции психического состояния человека с помощью разных цветов и их оттенков. Например, если человек подолгу находится в комнате, стены которой выкрашены в красный цвет, оказывающий тонизирующее воздействие, то у него может подскочить артериальное давление, а людям с достаточно уязвимой нервной системой, вообще не рекомендуется жить в таких интерьерах.
Учитывая индивидуальные аспекты
Если у ребенка слишком активный характер, то можно выкрасить стены его комнаты в розовый цвет, оказывающий седативный эффект. А, к примеру, в желто-оранжевой кухне у вашего отпрыска аппетит улучшится сам собой. Приглушенные холодные цвета, оказывающие расслабляющее действие, обычно рекомендуют для спален, а зеленый, благотворно влияющий на зрение, – для кабинетов.
Есть еще и индивидуальный аспект восприятия цвета в зависимости от психотипа конкретного человека. Например, влюбчивые эмоциональные натуры выбирают насыщенные оттенки красного, а консерваторы предпочитают коричневый колорит. Зная такие особенности восприятия отдельных цветов и их сочетаний, можно заранее предусмотреть влияние цветовой гаммы будущего интерьера на его обитателей.
Каждый человек индивидуален, и у каждого из нас совершенно особым образом устроено ассоциативное мышление.
Разные цвета, определенным образом характеризующие предметы, влияют и на этот аспект человеческой психики.
Красный, например, традиционно считается символом жизни, желтый связан с солнцем и теплом, оранжевый, промежуточный между двумя предыдущими, обладает характеристиками их обоих. Зеленый связан с природой, фиолетовый символизирует мудрость и уравновешенность. Белые и черные цвета у разных народов связаны с противоположными явлениями (на Востоке, например, белый – это цвет траура, а в Европе – торжества).
Для дизайна жилого пространства самым важным свойством цвета является его иллюзорность. Цвет визуально может менять конфигурацию помещения и его величину. Один и тот же оттенок по-разному выглядит на потолке, стенах и на полу.
Цвет может зрительно утяжелять или облегчать форму предмета, увеличивать или уменьшать пространство.
Теплые цвета воспринимаются человеческим глазом в первую очередь, отчего кажутся ближе. Холодные, напротив, отдаляют предмет от зрителя. Поэтому в интерьерах теплые цвета используют для сужения пространства, а холодные – для расширения. Популярен у дизайнеров прием выделения одной из стен комнаты насыщенным синим цветом, что дает определенную коррекцию небольшого пространства, визуально углубляя его. Для создания иллюзии расширяющегося пространства также используют прием оклейки или покраски стен и потолка в помещении (чаще всего – в спальне) в один и тот же цвет или цветовое сочетание. Этот прием называют эффектом парфюмерной коробки.
Начинать разрабатывать цветовую гамму своего интерьера необходимо с составления цветовой карты.
Вы обдумываете: какой будет мебель в новом интерьере (ее цвет, фактура древесины, характер обивки), затем к ней подбираете цвета и фактуру других отделочных материалов.
Цвет в пространстве
При выборе колорита конкретного помещения необходимо помнить о свойстве теплых и холодных цветов уменьшать или, соответственно, увеличивать пространство. Только в сравнительно просторных комнатах приемлемы насыщенные теплые оттенки, тогда как в небольших по объему помещениях они могут создавать ощущение тесноты.
Так, к примеру, в большой гостиной применима следующая цветовая гамма: мебель бежевого или молочно-белого цвета с бордовыми или темно-коричневыми нюансами отделки, темно-коричневый пол, шторы и ковер совпадают с обивкой по тону, стены – в интервале от светло-бежевого до насыщенного бордового, металл – тонированный под бронзу. Если бы наша гостиная была скромных размеров, то ее колорит был бы выдержан, соответственно, в светлой серо-голубой гамме.
Цвет и свет
Колорит будущего интерьера зависит также от освещенности помещения и его ориентации относительно сторон света. Если помещение небольшое и ориентировано на север, то есть естественного освещения в нем явно не хватает, то в таком интерьере для создания уютной атмосферы просто необходимы теплые оттенки.
Теплые цвета зрительно сжимают пространство, поэтому необходимо разбеливать краски при колеровании или выбирать обои светлых оттенков.
Например, возьмем такое сочетание: мебель светло-бежевая или охристая, древесина и пол теплых тонов (вишня, светлый бук), металл тонированный под золото или бронзу, блестящий; стены бежево-розовые или светло-охристые; стекло молочное матовое, текстиль (шторы, ковры) обязательно теплых оттенков розового или охры с насыщенными вставками тех же цветов.
Обман зрения
Если хочется что-то изменить в пространственной организации своей квартиры, при этом не перестраивая ее всю целиком, это можно сделать с помощью всё того же цвета.
С помощью цвета можно визуально выделить участки слишком длинной стены или перегородки, внеся определенный ритм в пространство, подчеркнуть конструктивные элементы стен и потолка. Нанеся чередующиеся холодные горизонтальные полосы контрастных тонов на одну из стен узкого и длинного коридора, можно создать иллюзию расширения его объема.
Как уже говорилось выше, с помощью выделения цветом можно приблизить или, наоборот, отодвинуть одну из стен, тем самым скорректировав пространство всего помещения.
Выкрасив более темным цветом небольшие ниши, можно визуально значительно их углубить, придав комнате в целом больший видимый объем. Например, если стены бежевые, то нишу можно сделать темнее на несколько тонов или вообще придать ей несколько иной, например, коричневый или бордовый цвет.
В высоких помещениях существует объективная необходимость визуального объединения пространства.
Для этой цели прекрасно подходит прием, при котором потолочные карнизы и плинтуса покрываются одним тоном. Также в европейском дизайне чрезвычайно популярен прием выделения цветом всего потолка или какого-то одного его фрагмента. Руководствуясь уже оговаривавшимися выше принципами цветокоррекции применительно к потолку или фрагменту его подвесной конструкции, можно придать помещению совершенно новый характер, визуальный рельеф и даже значительно изменить пропорции помещения. Можно изобразить на потолке небо или покрыть его росписью (оклеить обоями соответствующего колорита и рисунка).
Психология восприятия
Продолжая уже начатую тему психологического воздействия цвета на человека, выделим несколько важных для дизайнера моментов. Цветовую гамму помещения можно построить на принципе контраста или нюанса. В первом случае контраст придаст дополнительный жизненный тонус всему интерьеру и поэтому прекрасно подойдет людям вялым и апатичным. Колорит, построенный на сочетаниях оттенков смежных цветов, то есть на принципе нюанса, наоборот, придаст некоторую стабильность людям с активной жизненной позицией, а также создаст ощущение умиротворения и покоя, например, в спальне.
Для спален идеальны мотивы кантри (деревенские) – природные материалы и естественные цвета светлых теплых тонов. Детские комнаты необходимо решать приблизительно подобным образом, но, как уже отмечалось выше, предпочтение должно отдаваться светло-розовым оттенкам с включениями нежно-зеленых или нежно-голубых нюансов.
Для подростков применимы более активные и контрастные сочетания цветов и более современные отделочные материалы. Также при нюансном решении колорита интерьера необходимо помнить о ярких акцентах небольших по размеру, насыщенных по цвету аксессуаров (диванные подушки, рамки, вазы и т. п.).
Особенно хотелось бы отметить возвращение в моду черно-белого колорита «арт-деко». Вообще, ахроматические цвета в интерьере необходимо применять с достаточной осторожностью, т. к. их лаконизм и графичность не вполне соответствуют целям именно жилого интерьера. Тем не менее, современный стиль «арт-деко» реабилитировал значение черного цвета как главенствующего в интерьере, правда, с условием его непременного сочетания с золотым и красным.
Если дизайнер, моделирующий интерьер, наделен неплохим вкусом и достаточным опытом, то помещение, выдержанное в подобной цветовой гамме, выглядит весьма стильно и благородно.
По аналогии с черным белый цвет и его всевозможные теплые и холодные оттенки прекрасно смотрятся в жилых помещениях.
«Белые» интерьеры всегда утонченны и аристократичны. Единственный момент, необычайно важный для использования как черного, так и белого цветов в жилом пространстве, – это чувство меры, так как эти цвета в большом количестве оказывают достаточно сильное подавляющее воздействие, которое, однако, успешно нейтрализуется умелым применением цветовых нюансов.
Персональная радуга
Вы определились с цветом будущей мебели и для наглядности нанесли его или даже их на листок бумаги в столбик слева. Далее необходимо подобрать к получившейся шкале цвета стен, пола (и потолка) по принципу контраста или нюанса и точно так же нанести на листок еще один разноцветный столбик, правее уже имеющегося. Итак, у вас на бумаге уже есть все основные цвета вашего будущего интерьера. Как правило, они близки по тону или достаточно гармонично подобраны по контрасту. Но чего-то не хватает. И, чтобы понять чего именно, необходимо еще раз внимательно посмотреть на получившуюся цветовую гамму, после чего уже в третий столбик занести цветовые нюансы аксессуаров будущего интерьера, которые оживят его и сообщат всему пространству частичку вашего темперамента и души.
О. Коновалова