Цель поправок - повысить безопасность зданий и сооружений.
В проектной документации объектов капстроительства (за исключением линейных) появляется новый раздел: требования по обеспечению их безопасной эксплуатации. Проектная документация объектов использования атомной энергии, а также опасных производственных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности согласно закону должна включать, помимо прочего, перечень антитеррористических мероприятий.
Вводится негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий как альтернатива государственной. В обязательном порядке последняя проводится только в отношении некоторых объектов. В частности, речь идет об автодорогах общего пользования, капремонт которых финансируется из бюджета, памятниках истории и культуры регионального и местного значения, объектах, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности.
Закреплены требования к организации, проводящей негосударственную экспертизу. В частности, должны быть аккредитация, минимум 5 аттестованных сотрудников по основному месту работы, сайт в Интернете.
Теперь саморегулируемая организация несет солидарную, а не субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда (в пределах компенсационного фонда).
В Градостроительном кодексе РФ появилась новая глава, устанавливающая требования к эксплуатации зданий и сооружений.
Введена имущественная ответственность собственника здания (сооружения) за вред, причиненный в результате его разрушения или повреждения, нарушения требований безопасности при эксплуатации. Компенсация потерпевшему при причинении вреда средней тяжести составляет 1 млн. руб., тяжкого - 2 млн. руб., родственникам потерпевшего в случае его смерти - 3 млн. руб. Выплата не производится, если собственник докажет, что негативные последствия возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц либо непреодолимой силы. Предусмотрено его право регресса к строителям, саморегулируемым организациям, лицам, проводившим экспертизу.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
Указ Президента РФ от 22 ноября 2011 г. N 1526сс «О реформировании Федерального агентства специального строительства»
В состав Вооруженных Сил (ВС) РФ включаются подчиненные Спецстрою России военно-инженерные технические формирования связи. Это Военное эксплуатационно-восстановительное управление связи (орган управления), Инженерно-технические узлы, центры, группы и отделения связи, мобилизационные группы, другие воинские части (подразделения), Военно-технический университет, Медицинский центр.
Минобороны России уполномочено организовывать взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти в области связи по вопросам совместной эксплуатации и восстановления единой сети электросвязи в интересах обороны и безопасности страны.
Военнослужащие и гражданский персонал переводятся из Агентства в ВС РФ.
Соответствующие изменения вносятся в Положение о Спецстрое России.
Из структуры и состава Агентства исключаются Военное эксплуатационно-восстановительное управление связи, Военно-технический университет и Медицинский центр.
Утрачивает силу норма, согласно которой к инженерно-техническим воинским формированиям при Спецстрое России относились в т. ч. военно-инженерные технические формирования связи.
Уточняются назначение и задачи инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при Агентстве.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 916 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»
Утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии.
К опасным относятся ряд производственных объектов и гидротехнические сооружения.
В первую группу входят объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также представляющие опасность для окружающей среды). Также в нее включены производства, где используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. Кроме того, в первую группу входят объекты, на которых получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов, и те, где ведутся определенные работы (горные, в подземных условиях, по обогащению полезных ископаемых).
Под гидротехническими понимаются сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. В частности, это плотины, здания ГЭС, водосбросные, спускные и выпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники. Также во вторую группу входят сооружения для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и с/х организаций, устройства размывов на каналах.
Владельцы страхуют риск наступления ответственности по объектам, расположенным в России и подлежащим регистрации в госреестре, предусмотренном законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Страховщик обязуется за обусловленную договором страхования плату при наступлении страхового случая возместить потерпевшим вред, причиненный их жизни, здоровью или имуществу. Это делается в пределах страховой суммы, определенной договором.
Страховщиком может быть любая организация, имеющая лицензию на обязательное страхование.
Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г. (за исключением отдельных положений).
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2011 г. N 2048-р
Правительство РФ ранее установило, что при приобретении (строительстве) в 2011 г. жилых помещений для федеральных госнужд федеральные органы исполнительной власти должны исходить из предельной стоимости 1 м2 общей площади, равной 30 тыс. руб.
При этом допускается превышение предельной стоимости по решению Правительства РФ, принимаемому на основании мотивированного представления Минрегиона России.
В результате чего на 2011 г. предельная стоимость 1 м2 общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных госнужд в Московской области составляет 44 250 руб., а в Санкт-Петербурге - 47,1 тыс. руб.
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 889 «О внесении изменений в распределение субсидий, предоставляемых в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации ..
В 2011-2013 гг. некоторым регионам предоставляются субсидии за счет бюджетных ассигнований, главным распорядителем которых выступают Росводресурсы. Средства выделяются, чтобы софинансировать строительство (реконструкцию) объектов водного хозяйства.
В 2011 г. Хабаровскому краю предоставляют 124 млн. руб. Уточняется, как они расходуются.
Так, на инженерную защиту левого берега протоки Казакевичева в районе Храма-часовни на Большом Уссурийском острове направляются 108,44 млн. руб. Ранее это не предусматривалось.
Финансирование изначально намеченных мероприятий сокращается. Речь идет о реконструкции дамбы для защиты с. Бичевая от затопления р. Хор (с 44 до 10 млн. руб.) О строительстве защитных дамб в пос. им. Полины Осипенко (с 80 до 5,56 млн. руб.).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 ноября 2011 г. N 03-04-05/7-883
Физлицо имеет право на имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им расходов, в частности, на новое строительство либо приобретение в нашей стране жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.Вычет предоставляется за тот налоговый период, в котором возникло право на его получение, или в последующие. Это не зависит от того, когда налогоплательщик нес расходы по приобретению такого имущества.Документом, подтверждающим указанное право при покупке квартиры в строящемся доме, является акт о передаче квартиры.
Разъяснено, что при приобретении квартиры в строящемся доме налогоплательщик может обратиться с заявлением в налоговый орган на предоставление ему вычета по доходам за период, в котором получен названный документ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 ноября 2011 г. N 03-04-05/7-874
Граждане имеют право на вычет по НДФЛ в сумме расходов, в частности, на покупку (строительство) в России жилья, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным на приобретение в нашей стране дома, квартиры, комнаты или долей в них.
Налогоплательщик вправе получить такой вычет при наличии оформленного на него свидетельства о праве собственности на жилье (доли в нем) и документов, подтверждающих произведенные им расходы.
Из письма следует, что платежные документы, удостоверяющие расходы на покупку квартиры, оформлены на мать. В этом случае сын не может получить имущественный налоговый вычет.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 ноября 2011 г. N 03-07-11/299
Разъяснено, в какой момент подрядные организации должны определять налоговую базу по НДС при капстроительстве объекта основных средств.
Таким моментом может быть день выполнения (передачи) работ либо день оплаты (частичной оплаты) в счет их предстоящего выполнения. Налоговая база определяется на наиболее раннюю из указанных дат.Договором строительного подряда может быть не предусмотрена поэтапная приемка работ.
В таких случаях акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2), подписываемые заказчиком за отчетный месяц, являются основанием для определения стоимости проделанных операций, по которой производятся расчеты с подрядчиком.Принятием результата работ такие акты при этом не являются.
Законодательство Москвы
Постановление правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 535-ПП «О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 157-ПП»
Скорректирован перечень полномочий Комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. Так, установлено, что Комитетом принимаются решения о способах размещения государственного заказа на проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, а также об обеспечении государственной регистрации права собственности города на жилые и нежилые помещения, машино-места, передаваемые городу по итогам реализации инвестиционных проектов, финансирование которых осуществлялось за счет средств Целевого бюджетного инвестиционного фонда города.
Кроме того, Комитет наделяется полномочиями по участию в делах о банкротстве застройщиков в качестве органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Распоряжение правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 881-РП «О внесении изменений в распоряжение правительства Москвы от 6 июля 2010 г. N 1412-РП»
Скорректировано постановление Правительства Москвы, определяющее порядок деятельности Координационного совета по вопросам взаимодействия с саморегулируемыми организациями в строительном комплексе города.
В частности, изменениями установлено, что взаимодействие строительного комплекса города осуществляется с саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство.
Обеспечение деятельности Координационного совета осуществляется Департаментом градостроительной политики, ранее указанные функции выполнялись Департаментом городского строительства совместно с Департаментом дорожно-мостового и инженерного строительства.
Мониторинг подготовлен юристами компании «Гарант». С полными текстами документов можно ознакомиться в системе ГАРАНТ