Остроту проблемы можно оценить, например, по ситуации в Уральском регионе. «В Екатеринбурге сейчас действуют 10 ПТО, а должно быть 83», – сообщает главный специалист комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Наталья Райская. В столице ситуация не столь напряженная, но также оставляет желать лучшего.
Некоторые предприимчивые дельцы быстро нашли выход из положения: продавать талоны ТО, даже не видя автомобиля. «Страховщики успешно торгуют талонами ТО без проведения инструментального контроля», – сетует исполнительный директор Уральской ассоциации предприятий автобизнеса Виктор Черников. Настоящий скандал разразился во Владивостоке, где в ГИБДД начали отказывать в постановке на учет автовладельцам, проходившим ТО по линии компании «Росгосстрах».
Единственный способ преодолеть подобные «перегибы» – сделать жестким условием получения аккредитации наличие у каждого пункта ТО не только комплекта оборудования, но и специально подготовленного для проведения техосмотра помещения. И здесь, учитывая масштаб проблемы и сроки, в которые она должна быть решена, не обойтись без технологий быстрого строительства.
Оптимальным решением для возведения пунктов ТО, по мнению специалистов, являются быстровозводимые постройки из трехслойных сэндвич-панелей (ТСП). «ТСП, можно сказать, уже исторически используются при строительстве автомоек, станций техобслуживания и автозаправок, владельцы которых выбирают это решение благодаря превосходным эксплуатационным характеристикам и оптимальному сочетанию цена/качество, поэтому нет нужды придумывать что-то новое для ПТО», – считает Сергей Якубов, заместитель директора по продажам и маркетингу компании «Металл Профиль», ведущего производителя кровельных и фасадных систем в России.

Здесь нужно помнить и о том, что хорошая теплоизоляция защищает не только от зимних холодов, но и от летнего зноя, что немаловажно для нормальной работы ПТО.
Отметим еще одно немаловажное обстоятельство: в условиях работы ПТО, обслуживающих автомобильный транспорт, необходимо особо бдительно относиться к противопожарной безопасности. И здесь ТСП также оказываются на высоте.
Особого внимания заслуживает высокая устойчивость полимерного покрытия стальных облицовок ТСП к воздействию агрессивных сред. Например, на продукцию из стали с покрытием Colorcoat Prisma завод-изготовитель дает гарантию до 20 лет, причем реальный срок ее службы, подтвержденный сертификатом независимой Британской коллегии по аккредитациям ВВА, достигает 50 лет и более. Именно благодаря своей устойчивости к воздействию химически активных сред облицовочные материалы из стали с покрытием Colorcoat Prisma и пластизола (200 мкм покрытие на основе поливинилхлорида) были выбраны для облицовки объектов Медно-серного комбината в Медногорске и Гайского горно-обогатительного комбината (Оренбургская обл.), Химкомбината в Озерске (Челябинская обл.), Тюменского стекольного завода и др. Для ограждающих конструкций пунктов ТО, которые могут подвергаться воздействию бензина, автомасел с присадками, антифризов и других химически активных веществ, такая защита тоже не будет лишней.
Наконец, сэндвич-панели обладают прекрасными звукоизолирующими характеристиками.
Еще один вопрос, который, без сомнения, заинтересует предпринимателей, решивших вложить деньги в бизнес, связанный с ТО, – рентабельность строительства пунктов техосмотра из сэндвич-панелей. В частности, для бизнесмена крайне важным является временной промежуток от момента вложения средств до начала работы ПТО. В случае его строительства из ТСП на металлокаркасе он составит не более месяца, а то и всего 2-3 недели.
Мнение профессионального проектировщика дорогого стоит. Но что думают о быстровозводимых зданиях из ТСП руководители ПТО, работающие в реальных условиях?

«В свое время под пункт ТО нам досталось капитальное строение – один из корпусов автобазы, построенной еще в начале восьмидесятых, – рассказывает Николай Осипов, начальник ПТО ООО «Спецмонтажмеханизация» (Москва). – Для эксплуатации здание было непригодно, поэтому нам пришлось его перепрофилировать, утеплить и обновить. Сделать это в сжатые сроки и при минимальных затратах удалось благодаря использованию для облицовки стен сэндвич-панелей.
Логично предположить, что в борьбе за клиента ПТО будут стараться расширять перечень предоставляемых услуг, предлагая клиентам дополнительные опции: например, регулировку фар, замену тормозных колодок, шиномонтаж, мойку и т.п.
Итак, благодаря использованию современных универсальных технологий быстрого строительства можно оперативно решить любой вопрос нехватки сервисных или производственных площадей, и ситуация с российскими ПТО – не исключение.