Остроту проблемы можно оценить, например, по ситуации в Уральском регионе. «В Екатеринбурге сейчас действуют 10 ПТО, а должно быть 83», – сообщает главный специалист комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Наталья Райская. В столице ситуация не столь напряженная, но также оставляет желать лучшего.
Некоторые предприимчивые дельцы быстро нашли выход из положения: продавать талоны ТО, даже не видя автомобиля. «Страховщики успешно торгуют талонами ТО без проведения инструментального контроля», – сетует исполнительный директор Уральской ассоциации предприятий автобизнеса Виктор Черников. Настоящий скандал разразился во Владивостоке, где в ГИБДД начали отказывать в постановке на учет автовладельцам, проходившим ТО по линии компании «Росгосстрах».
Единственный способ преодолеть подобные «перегибы» – сделать жестким условием получения аккредитации наличие у каждого пункта ТО не только комплекта оборудования, но и специально подготовленного для проведения техосмотра помещения. И здесь, учитывая масштаб проблемы и сроки, в которые она должна быть решена, не обойтись без технологий быстрого строительства.
Оптимальным решением для возведения пунктов ТО, по мнению специалистов, являются быстровозводимые постройки из трехслойных сэндвич-панелей (ТСП). «ТСП, можно сказать, уже исторически используются при строительстве автомоек, станций техобслуживания и автозаправок, владельцы которых выбирают это решение благодаря превосходным эксплуатационным характеристикам и оптимальному сочетанию цена/качество, поэтому нет нужды придумывать что-то новое для ПТО», – считает Сергей Якубов, заместитель директора по продажам и маркетингу компании «Металл Профиль», ведущего производителя кровельных и фасадных систем в России.
Трехслойная сэндвич-панель состоит из двух стальных облицовок с полимерным покрытием и расположенного между ними слоя утеплителя (минеральной ваты или пенополистирола). Толщина утеплителя подбирается в зависимости от климатических условий региона, где выполняется строительство, и может варьироваться в пределах от 50 до 200 мм. При этом следует отметить, что по своим теплоизоляционным характеристикам утеплитель из жесткой минваты толщиной всего 80 мм идентичен кирпичной стене метровой толщины.
Здесь нужно помнить и о том, что хорошая теплоизоляция защищает не только от зимних холодов, но и от летнего зноя, что немаловажно для нормальной работы ПТО.
Отметим еще одно немаловажное обстоятельство: в условиях работы ПТО, обслуживающих автомобильный транспорт, необходимо особо бдительно относиться к противопожарной безопасности. И здесь ТСП также оказываются на высоте.
Особого внимания заслуживает высокая устойчивость полимерного покрытия стальных облицовок ТСП к воздействию агрессивных сред. Например, на продукцию из стали с покрытием Colorcoat Prisma завод-изготовитель дает гарантию до 20 лет, причем реальный срок ее службы, подтвержденный сертификатом независимой Британской коллегии по аккредитациям ВВА, достигает 50 лет и более. Именно благодаря своей устойчивости к воздействию химически активных сред облицовочные материалы из стали с покрытием Colorcoat Prisma и пластизола (200 мкм покрытие на основе поливинилхлорида) были выбраны для облицовки объектов Медно-серного комбината в Медногорске и Гайского горно-обогатительного комбината (Оренбургская обл.), Химкомбината в Озерске (Челябинская обл.), Тюменского стекольного завода и др. Для ограждающих конструкций пунктов ТО, которые могут подвергаться воздействию бензина, автомасел с присадками, антифризов и других химически активных веществ, такая защита тоже не будет лишней.
Наконец, сэндвич-панели обладают прекрасными звукоизолирующими характеристиками.
Еще один вопрос, который, без сомнения, заинтересует предпринимателей, решивших вложить деньги в бизнес, связанный с ТО, – рентабельность строительства пунктов техосмотра из сэндвич-панелей. В частности, для бизнесмена крайне важным является временной промежуток от момента вложения средств до начала работы ПТО. В случае его строительства из ТСП на металлокаркасе он составит не более месяца, а то и всего 2-3 недели.
Мнение профессионального проектировщика дорогого стоит. Но что думают о быстровозводимых зданиях из ТСП руководители ПТО, работающие в реальных условиях?
«Быстрая постройка – быстрая отдача, – кратко, но емко резюмировали в руководстве ООО «Диагност». – Сейчас мы планируем построить новый пункт технического осмотра под Калугой именно по такой технологии».
«В свое время под пункт ТО нам досталось капитальное строение – один из корпусов автобазы, построенной еще в начале восьмидесятых, – рассказывает Николай Осипов, начальник ПТО ООО «Спецмонтажмеханизация» (Москва). – Для эксплуатации здание было непригодно, поэтому нам пришлось его перепрофилировать, утеплить и обновить. Сделать это в сжатые сроки и при минимальных затратах удалось благодаря использованию для облицовки стен сэндвич-панелей.
Логично предположить, что в борьбе за клиента ПТО будут стараться расширять перечень предоставляемых услуг, предлагая клиентам дополнительные опции: например, регулировку фар, замену тормозных колодок, шиномонтаж, мойку и т.п.
Итак, благодаря использованию современных универсальных технологий быстрого строительства можно оперативно решить любой вопрос нехватки сервисных или производственных площадей, и ситуация с российскими ПТО – не исключение.