В то время как автопром обсуждает реальный уровень локализации привычных легковушек, молодая отрасль строительства плавучих домов (хаусботов) демонстрирует впечатляющие результаты: доля отечественных комплектующих в этих проектах достигает 85%. Именно развитая база российских поставщиков стала ключевым аргументом при открытии одной из новых верфей. Основатель компании Александр Климчук уверен: «Строить хаусботы в России — выгодно». Мы узнали у экспертов, с какими вызовами сталкивается эта новая индустрия и как локализация помогает в их решении.
От датской верфи к российской: почему локализация — это стабильность

Полный цикл строительства одного хаусбота занимает около шести месяцев. Главными рисками для производителей остаются колебания логистических цепочек и скачки цен. Локализация стала ответом на эти вызовы.
Как отмечает Александр Климчук, в проектах его компании, за исключением двигателей и элементов системы управления, все комплектующие — от отделочных материалов до мебели — производятся в России. «Начиная бизнес в 2016 году, мы рассматривали вариант с размещением производства в Дании. Однако, оценив отечественные ресурсы, поняли, что запуск верфи в России экономически более целесообразен. На сегодняшний день наша локализация составляет 85%. Отечественная база поставщиков — это гарантия предсказуемых сроков и защита от резкого роста цен», — поясняет Климчук.
Спрос на плавучие дома растет с динамикой до 20% в год, и мощности текущей верфи уже не хватает. Компания планирует строительство новой площадки, чтобы увеличить выпуск до 400 хаусботов ежегодно.
Условия эксплуатации: требования как к судну
Поскольку хаусбот постоянно находится на воде, к материалам предъявляются повышенные требования по устойчивости к морозу, влаге и износу. Опыт российских производителей в создании решений для экстремальных условий оказывается как нельзя кстати.
«Российские компании обладают богатым опытом производства материалов для специальных нужд, — комментирует Юлия Буданова, директор по маркетингу и стратегическому развитию компании Sloplast, первого в стране производителя HPL-панелей. — Например, композитные материалы на основе специальных бумаг, изготовленные методом прессования, используются для отделки судов с середины прошлого века. Современные HPL-панели, которые могут имитировать любые текстуры, отвечают жестким стандартам и применяются в интерьерах даже круизных лайнеров класса «люкс».
Комфорт для жизни: ожидания как от дома
Позиционируя хаусбот как мобильное жилье, производители должны соответствовать ожиданиям клиентов в плане комфорта. Модели для круглогодичного проживания требуют энергоэффективного остекления, утепления и продуманных систем жизнеобеспечения, что влияет на конечную стоимость.

Сегодня на рынке, в том числе на площадках вроде Avito, представлены предложения на любой бюджет:
- Небольшие хаусботы площадью около 30 м², по цене и комфорту сопоставимые с загородной дачей.
- Просторные люксовые проекты до 700 м², стоимость которых сравнима с московской квартирой.
При этом покупка хаусбота все чаще рассматривается как инвестиция. Доля коммерческих заказов, достигающая 60–80%, формирует дополнительные требования к материалам.
«Если владелец планирует сдавать хаусбот в аренду, ему нужны износостойкие решения, — поясняет Юлия Буданова. — Например, панели для отделки стен или мебели должны быть устойчивы к царапинам и легко очищаться. Натуральные материалы здесь проигрывают композитам. HPL-панели по прочности не уступают камню, но при этом весят в два раза меньше (около 5,5 кг/м²), что критически важно для плавучего дома. Специфические условия требуют особых материалов — легких, надежных и эстетичных».
Перспективы роста: необходимо развитие инфраструктуры и нормативной базы
Основными сдерживающими факторами для масштабирования бизнеса остаются недостаточно развитая нормативная база (лишь в конце 2024 года в Госдуме предложили законодательно регулировать статус плавучих средств) и дефицит инфраструктуры: марин, причалов и яхт-клубов.
Несмотря на это, потенциал рынка огромен. «Россия обладает уникальными условиями для развития аквадевелопмента: более 2,8 млн рек и 2 млн озер, — говорит Александр Климчук. — При растущей стоимости береговой земли и доступной аренде водной поверхности строительство на воде становится стратегически выгодным решением. Это уже формирующийся тренд. Да, нам параллельно с верфями приходится развивать и проекты по строительству марин. Но мы уверены, что и для этих задач найдутся надежные отечественные материалы и технологии».
Справка о компании Sloplast
Sloplast® — первый российский производитель HPL-панелей (High Pressure Laminate). В состав компании входит высокотехнологичное производство в Санкт-Петербурге, на базе которого были разработаны и запущены технологии изготовления бумажно-смоляных композитов в стране. На протяжении десятилетий Sloplast является стратегическим партнером ведущих производителей железнодорожного и водного транспорта. Продуктовая линейка включает листовые HPL-панели, компоненты для строительной и мебельной отраслей, а также готовые интерьерные и архитектурные решения. Срок службы панелей превышает 20 лет, а их высокая прочность и экологическая безопасность (соответствие стандарту ISO 14024) позволяют компании участвовать в крупных урбанистических проектах.
Источник: пресс-служба СЛОПЛАСТ
P.S.Мнение автора может не совпадать с мнением редакции





