Международный аэропорт Шереметьево (ОАО «МАШ») - крупнейший российский аэропорт по обслуживанию международных рейсов (маршрутная сеть - более 200 направлений). 100% акций этого авиапредприятия принадлежит государству. В 2011 году услугами Шереметьево воспользовались 22 млн 555 тысяч пассажиров. К 2015 году ОАО «МАШ» планирует стать лучшим аэропортом-хабом в Европе по качеству обслуживания пассажиров.
Показатели взлетают
Началось данное пресс-мероприятие с доклада о результатах участия ОАО «МАШ» в программе по исследованию качества в аэропортах мира ACI ASQ (Airport Service Quality), который огласил господин Р. Эчеварне. Из его выступления присутствующие представители СМИ узнали ряд интересных фактов о бурном развитии аэропорта Шереметьево за последние 2 года. Так, крупнейший российский аэропорт включился в программу ASQ только во II квартале 2010 года, но уже по итогам 2011 года пробился в десятку лучших европейских хабов. А результаты работы в IV квартале 2011 года вывели ОАО «МАШ» на 4-е место в Европе (по качеству обслуживания пассажиров).
По словам Рафаэля Эчеварне, за весьма короткий период времени персонал аэропорта Шереметьево добился гармоничного сочетания впечатляющего роста пассажиропотока с высоким уровнем сервиса. Доказательство тому: показатели по общему уровню удовлетворенности, атмосфере, вежливости персонала, чистоты, простоте ориентирования, паспортного контроля и безопасности уже находятся на уровне лучших аэропортов Европы.
Хорошими темпами растут и другие показатели. Об этом сообщил генеральный директор аэропорта Шереметьево Михаил Василенко. По итогам 2011 года пассажиропоток стал больше на 16,7%, а грузопоток возрос на 37,7% (по сравнению с результатами 2010 года). Количество взлетно-посадочных операций увеличилось на 14,2%. Такой прирост операционных показателей обеспечил большую финансовую прибавку: выручка достигла 9,1 млрд. рублей, что на 5,8% выше, чем в 2010 году, а доходы от неавиационной деятельности - 3,4 млрд. рублей. Чистая прибыль (по российской системе бухучета) составила свыше 2 млрд. рублей (в 2,5 раза больше, чем в 2010 году). В 2012 году планируется обслужить более 24,7 млн пассажиров и обработать 310 тыс. тонн груза, что позволит ОАО «МАШ» получить выручку в размере более 10 млрд. рублей.
Мастер - план развития выполняется
Стабильность в финансах позволяет успешно развивать материальную базу крупнейшего российского аэропорта. По словам генерального директора ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», согласно мастер-плану развития, пропускная способность аэропорта в течение 5 лет вырастет вдвое.
«Планируем снести все старые постройки, все полусгнившие ангары, - сообщил Михаил Василенко. - На их месте мы уже построили новый терминал «А» для обслуживания бизнес-авиации. Скоро будет открыт новый грузовой терминал. Единственное старое здание, которое останется здесь в 2012 году, - это офис администрации аэропорта».
В терминале А, который был построен дочерним предприятием ООО «Авиа Групп», имеется весь необходимый комплекс услуг клиентам деловой авиации, что должно существенно увеличить число пассажиров данной категории в Шереметьево. Общая площадь нового терминал -3000 м2. Пропускная способность - до 75 тысяч пассажиров в год. 16 января 2012 года был подписан приказ о вводе нового терминала в эксплуатацию. Работа над проектом длилась 5 лет.
В 2011 году в аэровокзальном комплексе реализован комплекс мероприятий по формированию безбарьерной среды. Теперь для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья есть отдельные информационные стойки и стойки регистрации, им обеспечивается персональная помощь при посадке в самолеты. На площади перед аэропортом для маломобильных пассажиров организованы специальные парковочные места. Открытый в 2011 году в аэропорту Шереметьево зал отдыха «Сириус» для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья - единственный в России, имеющий международный уровень комфортности.
В прошлом году была проведена модернизация системы обеспечения авиационной безопасности. Выделенные на эти нужды 275 млн рублей потрачены на новое оборудование системы контроля и управления доступом с единым автоматизированным бюро пропусков на ряде контрольно-пропускных пунктов. В аэропорту внедрены новые системы охраны. Также была введена в эксплуатацию 2-я очередь системы видеонаблюдения в терминале Е.
Настоящим прорывным проектом 2011 года специалисты ОАО «МАШ» называют открытие Центра управления аэропортом (ЦУА). Он создавался с учетом передового опыта лучших аэропортов мира (Цюриха, Хитроу) по применению новейших информационных технологий и инновационных решений. Как написано в розданных на пресс-конференции материалах, «деятельность Центра осуществляется с использованием уникальной производственной базы данных «Синхрон» (разработка аэропорта Шереметьево), систем управления производственными процессами и ресурсами Zeus, Groundstar, Ground Fleet Management, систем видеонаблюдения, безопасности и контроля доступа, современных средств связи, систем сбора, обработки и хранения информации, визуализации и отображения данных, геоинформационной системы и др.».
Открытие ЦУА дало возможность оперативной координации действий подразделений аэропорта и сторонних организаций, в том числе в случае возникновения кризисных ситуаций, поскольку теперь обстановка на территории Шереметьево отслеживается и анализируется в режиме реального времени. На постоянной основе в ЦУА работают координаторы основных производственных подразделений аэропорта, а также представители партнерских организаций. В составе Центра управления аэропортом есть так называемый Ситуационный центр. Он нужен для совместной работы топ-менеджеров аэропорта, руководителей государственных органов и партнеров Шереметьево и активируется при возникновении особо сложных ситуаций.
По словам гендиректора Шереметьево, главным приоритетом работы аэропорта всегда было обеспечение высокого качества обслуживания пассажиров и постоянное расширение пакета предоставляемых услуг. За последние годы в этом направлении заметен очевидный прогресс. Так, выдача первого места багажа происходит в течение 12 минут, а последнего -в течение 20 минут после постановки самолета под телетрап. Внедрение такихуслуг, какОпНпе-, Mobile- и Skype-регистрация значительно упрощают предполетные формальности для пассажиров. Появились стойки Drop Off, позволяющие быстро оформить багаж.
ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» по поручению Правительства России занимается строительством терминала в аэропорту Владивостока. Этот объект строится к саммиту АТЭС-2012, чтобы увеличить пропускную способность местного авиаузла, а также заложить основу для создания во Владивостоке крупного авиационного хаба. По словам М. Василенко, терминал будет запущен в пробную эксплуатацию уже весной 2012 года. Пропускная способность - 3,5-5 млн. человек в год. В 2011 году пассажиропоток аэропорта Владивосток составил 1 млн. 457 тыс. человек.
Перспектива на ближайшие годы
На прошедшей пресс-конференции говорили и о планах аэропорта Шереметьево по строительству новой взлетно-посадочной полосы. Сложность этого проекта не только в том, что новый строительный объект находится на территории двух муниципальных образований (Химки и Солнечногорский район), новая ВПП-3 серьезно влияет на жизненные судьбы жителей нескольких населенных пунктов (Пикино, Перепечино, Паршино, Дубровки и Лунево).
Но строить надо, так как, по мнению специалистов, через два-три года «Шереметьево» не сможет справляться с растущим авиатрафиком. В настоящее время аэропорт имеет возможность принимать и отправлять 34 воздушных судна в час. Хотя мощности пассажирских терминалов уже готовы принять значительно большее количество пассажиров (не менее 60 взлетов и посадок самолетов в час), существующие взлетно-посадочные полосы такой возможности его лишают. Стратегический партнер аэропорта - Группа «Аэрофлот» - к 2015 году планирует перевозить по 24-25 млн пассажиров в год. Планы других российских и иностранных перевозчиков также предусматривают рост пассажиропотока. Поэтому строительство еще одной взлетно-посадочной полосы крайне необходимо ОАО «МАШ».
Проект новой ВПП-Зуже разработан (длина составит 3200 метров, ширина - 60 метров). Это значит, что с полосы смогут осуществлять взлет и посадку практически все типы воздушных судов, включая средне- и дальнемагистральные самолеты. Заказчиками строительства третьей ВПП в Шереметьево выступают Министерство транспорта РФ и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов». Реализация этого проекта повысит привлекательность Москвы как международного транзитного авиаузла.
Неотъемлемой частью процесса согласования проекта являются переговоры с жителями близлежащих поселений. Свою позицию руководство аэропорта Шереметьево не меняет: законные права и интересы местных жителей должны быть соблюдены. Они постоянно информируются обо всех мероприятиях, касающихся принадлежащей им недвижимости. На территории аэропорта организована «Общественная приемная», в которой представители ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» проводят для граждан консультации по вопросам строительства ВПП-3, в том числе, по вопросам переселения жителей и финансовых компенсаций, связанных с этими мероприятиями. Кроме того, организована горячая линия, где также предоставляется информация о ходе реализации проекта. Кстати, по предварительным оценкам, общая сумма компенсаций - 4 миллиарда рублей.
По словам гендиректора ОАО «МАШ», в процессе переговоров позиция жителей порой меняется на диаметрально противоположную. Сначала из одного населенного пункта никто не хотел переселяться, а теперь большинство домовладельцев заявили о желании получить денежные компенсации.
«Мне беспокойство жителей очень хорошо понятно, - сказал Михаил Василенко. - Дело касается не только имущества, но и их образа жизни. До урегулирования всех проблем по имуществу жителей стройка не начнется. Когда будет определен генеральный подрядчик по строительству, обязательно проведем встречи с жителями».