ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Правительство России утвердило Правила формирования, ведения и состав информационной модели объекта капитального строительства

Правительством Российской Федерации утверждены Правила формирования и ведения, а также состав информационной модели объекта капитального строительства (ИМ ОКС). По словам замминистра строительства и ЖКХ РФ Константина Михайлика, отсутствие единых правил, состава сведений, документов и материалов, требований к их форматам существенно затрудняло процесс взаимодействия участников градостроительной...

В дни Российско-Китайского ЭКСПО прошло второе заседание Делового совета Дальнего Востока РФ и Северо-Востока КНР

18 мая 2024 года в ходе VIII Российско-Китайского ЭКСПО в городе Харбине прошло второе заседание Делового совета Дальнего Востока Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики. Организаторами мероприятия, проходящего раз в два года для обсуждения двустороннего инвестиционного и торгового сотрудничества, являются Минвостокразвития России, Министерство коммерции Китайской Народ...

В России благоустроено более 1100 памятных площадок, связанных с Великой Отечественной войной

В различных регионах России ежегодно проводятся мероприятия по улучшению общественных и дворовых пространств. Эти работы включаются в федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда". Особое внимание уделяется благоустройству территорий, где расположены памятники, посвященные Великой Отечественной войне, военные мемориалы, аллеи Памяти, В...

На заседании Совета Федерации обсудили использование технологий искусственного интеллекта в сфере строительства

В рамках заседания секции «Цифровая трансформация строительства и ЖКХ», проведенного при Совете по развитию цифровой экономики при Совете Федерации России, участвовали высокопоставленные лица, включая заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Константина Михайлика, заместителя председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации и члена Комитета Совета Федерации по конституцио...

В России планируется разработка комплексного цифрового решения для строительства сложных промышленных объектов

Планируется создание комплексного национального решения в области технологий информационного моделирования (ТИМ) для строительства сложных промышленных объектов в России. Для этого будут объединены усилия отечественных компаний-разработчиков, индустриальных заказчиков и профильных органов исполнительной власти. Минстрой России в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом», которая является коорди...

Оценка строительной отрасли будет основана на том, насколько широко и эффективно внедрены технологии искусственного интеллекта

На заседании Экспертной группы по внедрению искусственного интеллекта при Минстрой России обсудили создание единой методики для оценки применения ИИ в строительной отрасли. Эта методика должна отражать готовность компаний к использованию искусственного интеллекта и стать основой для формирования реестра отечественных ИИ-решений. Инициатива была высказана на сессии «Искусственный интеллект в девело...

18 Августа 2008

Асфальт и асфальтобетон в дорожном строительстве

Асфальтовые смеси – асфальт и асфальтобетон – используются для устройства дорожных и аэродромных покрытий, других площадок, для устройства полов в промышленных зданиях, а также как кровельный, гидро- и электроизоляционный материал.

Асфальт может быть природного и искусственного происхождения. Природный асфальт (от греч. - "горная смола") получается из нефти в результате испарения легких фракций и окисления под влиянием окружающей среды.


схема

Рис. 1. Общая классификация асфальтов

Источник: ABARUS Market Research


Искусственный асфальт – смесь органического вяжущего материала (битума или дегтя) с минеральными заполнителями (тонкоизмельченным минеральным порошком, известняком, песчаником).  От природного асфальта он отличается наличием парафина (несколько процентов) и большим содержанием нефтяных масел. В смеси со щебенкой, гравием, песком дает асфальтобетон. Таким образом, асфальт и асфальтобетон – это практически одно и то же. 


Отечественная статистика делит этот строительный вяжущий материал на три категории:
- Асфальт (литой).
- Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые).
- Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (холодные).

В литом асфальтобетоне выше доля битума, смесь нагревается до 200-220 °С. В отличие от традиционных уплотняемых смесей, литой асфальт не нуждается в уплотнении и при остывании сам достигает максимальной плотности, имеет более высокую водонепроницаемость и деформационную устойчивость. Используется в основном для ремонтных работ. Такой асфальтобетон можно укладывать как на больших, так и на малых площадях, а также в местах, не доступных для уплотнения катками. Поскольку смесь не нуждается в уплотнении, она пригодна для укладки вручную и нанесения на геометрически сложные поверхности.

Ремонтные работы можно вести и при отрицательных температурах (до –10 °С), что делает технологию практически круглогодичной. 

Холодный асфальт по своему составу напоминает обычный – горячий или теплый. Он состоит из щебня, специального битумного вяжущего и различного рода добавок. Его основное отличие в том, что его можно производить при более низкой температуре (70-80 °С). Уникальность этого материала состоит в том, что его можно использовать при температуре воздуха до –15 °С, практически круглый год. Для лучшего обволакивания при производстве холодного асфальта используются специальные виды битума, характеризующиеся очень высокой текучестью и эластичностью, а также специальные адгезионные добавки. Правильный подбор щебеночного материала и вяжущего вещества обеспечивает их хорошее сцепление, а также предотвращает преждевременное окисление щебня при обволакивании битумом. Используется в основном для ремонта и для дорог низких категорий. 


На рис. 2 дано процентное соотношение произведенных в РФ в 2007 году асфальтовых смесей согласно статистическому делению. Большая часть произведенной продукции – это горячие и холодные асфальтобетоны, асфальт занимает всего около 9 %.

сектора
 
Рис. 2. Процентное соотношение производства асфальта в России по видам.

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

Асфальтовые смеси, как уже было сказано выше, могут быть изготовлены горячим, теплым и холодным способами в зависимости от способа смешивания компонентов во время их приготовления, а также от способа укладки; при этом смеси могут быть двух видов: подогретые (горячие или теплые) асфальтовые смеси, полученные путем соединения подогретого щебня и подогретого связующего вещества или холодного щебня, помещаемого в подогретое связующее вещество, или теплый щебень загружается в холодное связующее вещество.  


Таблица 1

Характеристики разных видов асфальта по особенностям производства и укладки

Вид асфальта (асфальтобетона)Связующее веществоТемпература укладки и уплотнения, °CПроцентная доля связующего, %
Природный асфальт НефтьОт 8060-75
ГорячийВязкий битум Не ниже 12013-60
Теплый Маловязкий битум40-80 
Холодный Жидкий битумПри температуре окружающего воздуха, но не ниже 10 

Источник: ABARUS Market Research по данным специалистов

Горячий асфальтобетон – более популярный материал. В зависимости от вида и размеров минеральной составляющей, а также вязкости битума горячие асфальтобетонные смеси делятся на несколько типов.

Стандартные асфальтобетоны:
- Крупнозернистые (крупность зерен 40 мм) – для устройства нижних слоев дорожной одежды автомобильных дорог, городских улиц, эстакад общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта (как нижний слой при больших толщинах). Время укладки 2-3 часа.
- Мелкозернистые (крупность зерен 20 мм) – для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок, мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения. Время укладки 1-2 часа.
- Песчаные (крупность зерен 5 мм) – для пешеходных дорожек и тротуаров, стоянок легковых автомобилей, торговых площадей и т. д. (рассчитаны на низкую степень нагрузки). Песчаные высокопористые смеси используются для укладки бордюров, устройства тротуаров, дорожек и площадок на садовых участках, для выравнивания и утепления крыш с мягкой кровлей. Время укладки 2-3 часа.

Особые асфальтобетоны:
- Смеси на полимербитумном вяжущем (ПБВ) – для увеличения долговечности покрытий.
- Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (ЩМА) – долговечные и трещиностойкие с повышенным содержанием кубовидного щебня. 


Асфальтовые смеси, как подогретые, так и холодные, могут изготавливаться в удалении от места производства работ, а могут производиться на самом месте укладки или выполняются одновременно с укладкой и в этом случае являются составной частью технологии выполнения покрытия непосредственно на месте.
Коэффициент расхода асфальтобетона на 1 м² дороги имеет следующие значения: текущий (ямочный) ремонт – 1 тонна на 7,2 км, капитальный ремонт – 1 тонна на 6,9 км.


Производство


Производство асфальтобетонов в стране в последние три года существенно возросло (см. рис. 3) по отношению к периоду 2002-2004 годов. В 2005 году рост был особенно заметным – почти в шесть раз, после чего достигнутый объем воспроизводится и увеличивается. Такая заметная разница в производственных показателях может объясняться не только реальным приростом выпуска, но и, в частности, большей статистической открытостью компаний-производителей в последние годы. В 2007 году прирост составил 41 % по отношению к предыдущему году и достиг 34 млн т.

диаграмма
 
Рис. 3. Динамика производства асфальта и асфальтобетонов в РФ, 2002-2008 годы

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

В качестве прогноза можно предположить, что в 2008 году, скорее всего, будет зафиксирован существенный прирост производства, так как по результатам первого полугодия предприятиями страны было выпущено 11,7 млн тонн асфальта, что примерно на 30 % большего соответствующего периода прошлого года. Производство асфальтов подстраивается под климат, поэтому во второй половине года обычно производится 60-70 % всего годового объема асфальта в стране. 


На рис. 4 изображена динамика российского производства асфальтов в течение года (за образец взят 2007 год) по месяцам в процентном отношении к общему объему выпуска в течение года. Что касается общей тенденции для асфальтовых смесей, то основная масса выпуска и работ приходится, естественно, на летние месяцы и начало осени. Но фактически можно различить три самостоятельные геометрические фигуры распределения, которые смещаются вправо на один месяц в зависимости от вида асфальта. Фигура помесячного выпуска для холодного асфальтобетона располагается правее остальных. Пик укладки холодного асфальтобетона приходится на самый теплый летний месяц – июль, массовые работы начинаются в мае и снижаются в ноябре. С горячим асфальтобетоном активнее всего строители работают в августе, а пик производства асфальта  приходится на сентябрь, причем распределение для асфальта выглядит наиболее равномерным.

диаграмма 
 
Рис. 4. Зависимость объемов производства асфальта в РФ от климата, 2007 год.

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ


Географическое распределение производства

Выпуск асфальта по регионам страны распределен в соответствии с активностью дорожного и промышленного строительства. Больше всего асфальтовых смесей производится в Центральном федеральном округе – 35 % от общероссийского выпуска. В Приволжском – 23 %, в Уральском – 15,5 %. Менее всего асфальта выпускается в Сибирском федеральном округе – меньше 1 % (см. табл. 2 и рис. 5).

сегменты

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ 

Таблица 2

Выпуск разных видов асфальта в РФ по федеральным округам, 2007 год

Округ Асфальт Асфальтобетон горячий Асфальтобетон холодныйВсего за 2007 год
Центральный  2 075 8 42013710 632
Приволжский2346 823 56 7 113
Уральский – 4 723- 4 723
Северо-Западный643 587 73 658
Южный2103 343 – 3 553
Дальневосточный – 724-724
Сибирский138 --138 

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

Что касается распределения выпуска асфальтовых  смесей по видам, то оно изображено на рис. 6. Центральный федеральный округ доминирует в производстве литого и холодного асфальта. Последний также в заметных количествах выпускается в Приволжском федеральном округе, и совсем немного – в Уральском.

диаграмма

Рис. 6. Выпуск разных видов асфальта в РФ по федеральным округам, 2007 год, %.

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

 

Производители

Среди отечественных производителей асфальта много предприятий с государственным или муниципальным управлением. В больших объемах асфальт производят, как правило, дорожно-строительные компании, производители бетона, нефтепродуктов и т. д. В табл. 3 приведены данные по основным производителям асфальтобетонов и асфальта в стране. Их статистическое разделение на производителей горячих и холодных асфальтобетонов, а также асфальта не всегда соответствует реальному ассортименту данных компаний, так как производители нередко выпускают большой спектр видов асфальтов, однако в таблице это разнообразие не удалось отразить (к примеру, среди 20 крупнейших производителей, выпускающих как горячий, так и холодный асфальт оказались только два предприятия – ФГУП «Свердловскавтодор» и ГУП «Волгоградавтодор»). 


Лидер списка ОАО «Асфальтобетонный завод № 1» (Санкт-Петербург) был основан в 1932 году и в настоящее время является первым специализированным предприятием в Санкт-Петербурге (а также и в стране) по производству асфальтобетонных смесей. Сегодня  «АБЗ-1» производит весь спектр асфальтобетонных смесей, необходимых для строительства и ремонта дорог. Это крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные, горячие плотные и пористые асфальтобетонные смеси (более 20 различных рецептов). Сегодня компания располагает четырьмя асфальтовыми заводами, общая мощность которых составляет свыше 12 000 тонн асфальта в день. За последние три года производство увеличилось в 2,5 раза.

Начиная с 1999 года, ОАО «АБЗ-1» активно формирует группу вертикально интегрированных компаний, в которую входят две дорожно-строительные организации, автотранспортная компания, предприятие по добыче щебня, а также фирма, отвечающая за железнодорожные перевозки. 


Открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» – одна из крупнейших и известных российских нефтяных компаний. Сфера деятельности компании охватывает разведку, устройство и разработку нефтяных и нефтегазовых месторождений, добычу и реализацию нефти и газа, производство и сбыт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. Выпуск асфальтобетона для этой компании, несмотря на внушительные объемы, является побочным производством. 


ГУП «Башкиравтодор» – одно из крупнейших предприятий Республики Башкортостан, специализирующихся на строительстве, ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений. Сегодня «Башкиравтодор» имеет 59 филиалов по всей республике, в том числе дорожное строительное управление, управление производственно-технологической комплектации, завод по ремонту строительных и дорожных машин. Предприятием ежегодно строится около 150 км и ремонтируется 1 000 км дорог, а также содержится практически вся территориальная сеть дорог республики. 


ФГУП «Свердловскавтодор» является лидером среди подрядных организаций дорожной отрасли Свердловской области. Осуществляет работы по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог, благоустройству территорий, площадок и т. д. Также занимается производством и реализацией асфальтобетонных смесей, железобетонных изделий (ЖБИ), проводит проектно-изыскательские работы. Мощности 45 асфальтобетонных заводов предприятия, расположенных в большинстве городов Свердловской области, позволяют ежегодно производить до 2 млн тонн асфальтобетонных смесей. 


Открытое акционерное общество «Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов» (сокращенно ОАО «Трест Камдорстрой») является крупнейшим в Республике Татарстан и России подрядчиком по дорожному и аэродромному строительству, осуществляющим комплексное строительство, реконструкцию и ремонт аэродромных взлетно-посадочных полос, площадей аэровокзалов, автомобильных дорог любых категорий сложности с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием,  надземных и подземных пешеходных переходов, гидротехнических сооружений. Собственное производство асфальтобетона позволяет осуществлять все эти виды строительных работ в больших объемах, в том числе и за пределами республики. 


«Тюменское дорожно-ремонтное предприятие» производит асфальтобетон, так как специализируется на общестроительных работах по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог, а также возводит здания и сооружения. 


Петербургское предприятие ЗАО «Петерасфальт» начало свою деятельность в 1995 году и изначально специализировалось на производстве асфальтобетонных смесей. Со временем компания выросла в мощное многопрофильное предприятие, которое на сегодняшний день, помимо производства высококачественных асфальтобетонных смесей,  выпускает товарный бетон и растворы, а также щебень. На сегодняшний день производственные мощности ЗАО «Петерасфальт» включают: три завода по производству асфальтобетонных смесей, суммарная производительность которых составляет 6 000 тонн в смену; шесть заводов по производству товарных бетонов и растворов, позволяющих производить до 3 800 м³ продукции за смену; две дробильно-сортировочные установки для выпуска щебня. 


Последним предприятием из списка, кратким описанием которого мы завершаем наш обзор, является ЗАО «Асфальт» (Мытищи). Компания производит асфальтобетон, бетон, битумы различных марок, песок, гранитный и известняковый щебень, минеральный порошок, а также проводит асфальтировочные работы и оказывает  транспортные услуги. 


Таким образом, видно, что для крупных компаний производство асфальтобетона редко бывает главным направлением деятельности, а чаще – сопутствующим. Федеральная служба государственной статистики насчитывает около 1 200 компаний - производителей разных видов асфальтов. В действительности их гораздо больше, так как асфальт и асфальтобетон могут производиться на небольших установках, как стационарных, так и мобильных. Таким образом, в производстве асфальтобетонов участвуют не только крупный и средний бизнес, но небольшие фирмы, которые не отчитываются перед статистическими органами о своей деятельности. В связи с этим можно предположить, что приведенные выше данные по объему производства асфальта в стране несколько занижены, так как базируются на статистических данных. Погрешность может составлять от 10 до 15 %, однако общая динамика – значительный рост в последние четыре года – является достоверной, даже несмотря на погрешности статистического учета. 


Учитывая намерения Российского правительства выделять больше бюджетных средств на строительство и ремонт дорожного хозяйства страны, а также привлекать к этому процессу частных инвесторов, можно предполагать, что объемы производства качественных асфальтобетонов будут расти и в дальнейшем.
 
Таблица 3

Список ведущих производителей асфальтобетонных смесей в РФ

НазваниеАсфальт горячий и теплый (а также холодный), т, 2006Регион 
ОАО «Асфальтобетонный завод № 1» 806 910 Санкт-Петербург
ОАО «Сургутнефтегаз»794 131Тюменская область
ГУП «Башкиравтодор»643 600Башкортостан
ФГУП «Свердловскавтодор» 572 336 (16 662)Свердловская область
ОАО «Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов»546 729 Татарстан
ОАО «Тюменское дорожно-ремонтное предприятие» 454 079 Тюменская область
ЗАО «Петерасфальт» 350 303 Санкт-Петербург
ООО «Белдорстрой» 284 188Белгородская область
ГУП «Волгоградавтодор»281 930 (543)  Волгоградская область
ГУП «Оренбургремдорстрой» 274 362 Оренбургская область
ООО «Дорстройпроект»270 931Санкт-Петербург
ОАО «Дорпромстрой»249 835Тюменская область
ГУП «Суджанское дорожное ремонтно-строительное управление №2»245 264Курская область
  ОАО по строительству и реконструкции автомобильных дорог и аэродромов 241 340Ростовская область
ЗАО «Стройкомплект»235 549Санкт-Петербург
ОАО «Тюмендорстрой»  232 202Тюменская область
ОАО «Кубаньдорблагоустройство» 231 266Краснодарский край
ООО «Энсиси-Перспектива»224 298 Санкт-Петербург
ООО «Нур-1»217 635Татарстан
ЗАО «Бетас»206 473Московская область

Производство асфальта

ЗАО «Асфальт»436 537Московская область
ОАО «Самардорстрой»115 312Самарская область
ООО «Сибавтобан» 110 959 Новосибирская область
ООО «Дорстройтранс»66 798Пермская область
ООО «Новые строительные системы»55 942Москва
ГУП «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного округа»54 140Хабаровский край
ГУП «Рузский автодор»42 058 Московская область
ООО «Зарайский автодор» 40 705Московская область
МУП г.Хабаровска «Дорремстрой» 32 184Хабаровский край
ООО «Ремдорстрой-Руза» 32 119 Московская область
ГУП «Дорпрогресс-Щелково» 31 916Московская область
МУП г.Хабаровска «Дорожник»31 351Хабаровский край
Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление 28 041 Читинская область
Тайшетский филиал ОАО «Дорожная служба Иркутской области»27 686 Иркутская область
ЗАО «Магистраль»26 588 Республика Алтай
ГУП «Гирсовский производственный комбинат дорожно-строительных материалов»26 128Кировская область
ОАО «Майское дорожно-строительное управление» 25 224Кабардино-Балкарская Республика
Апастовский филиал ОАО «Проектно-ремонтно- строительное объединение «Татавтодор»23 309Татарстан, Республика
МУП «Специализированное автохозяйство по санитарной уборке города»23 022Хабаровский край
ООО «Дорожная передвижная механизированная колонна «Кораблинская»21 602Рязанская область

 Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС


В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям ABARUS Market Research

Кол-во просмотров: 15015
На правах рекламы
Яндекс.Метрика