Производство
Производство асфальтобетонов в стране в последние четыре года растет активными темпами (см. рис. 3), особенно по отношению к периоду 2002-2004 годов. В 2005 году рост был особенно заметным – почти в шесть раз, после чего достигнутый объем продолжает воспроизводиться и увеличиваться. Такая заметная разница в производственных показателях может объясняться не только реальным приростом выпуска, но и в большой степени повышением статистической открытости компаний-производителей в последние годы. Не исключено, что даже имеющиеся на сегодняшний день статистические данные, которыми мы оперируем, все еще не полностью отражают действительные объемы производства. Однако удостовериться в обратном нет возможности, поэтому будем ориентироваться на те данные, которыми располагает Росстат.
Рис. 1. Динамика производства асфальта и асфальтобетонов в РФ, 2002-2008 годы.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
В 2007 году прирост составил 41 % по отношению к предыдущему году и достиг 34 млн тонн. В середине года предполагалось, что в 2008 году будет зафиксирован существенный прирост производства, так как по результатам первого полугодия предприятиями страны было выпущено 11,7 млн тонн асфальта, что примерно на 30 % больше соответствующего периода прошлого года. Производство асфальтов подстраивается под климат, поэтому во второй половине года обычно производится 60-70 % всего годового объема асфальта в стране. Однако финансовый кризис, особенно сильно сказавшийся именно во второй половине года, привел к тому, что в результате прирост оказался скромнее – практически такой же, как и в 2006 году – около 17 %. Правда в создавшихся условиях это тоже немало.
Соотношение видов
Асфальтовые смеси, как известно, могут быть изготовлены горячим, теплым и холодным способами в зависимости от способа смешивания компонентов во время их приготовления, а также от способа укладки; при этом смеси могут быть двух видов: подогретые (горячие или теплые) асфальтовые смеси, полученные путем соединения подогретого щебня и подогретого связующего вещества или холодного щебня, помещаемого в подогретое связующее вещество, или теплый щебень загружается в холодное связующее вещество. В данном материале термины асфальт и асфальтобетон будут использоваться в качестве синонимов.
Горячий асфальтобетон делится в свою очередь на катаный и литой. Горячий катаный асфальт – наиболее популярный материал.
На рис. 2 дано процентное соотношение произведенных в РФ в 2008 году асфальтовых смесей согласно статистическому делению. Большая часть произведенной продукции – это горячие и теплые катаные асфальтобетоны, асфальт литой занимает около 9 %, а холодный – около 3 %.
Рис. 2. Процентное соотношение производства асфальта в России по видам.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Соотношение этих различных видов бетонов между собой в последние четыре года, о которых идет речь, является практически постоянным, с некоторой склонностью к увеличению доли горячего литого асфальта, что видно на рис. 3.
Рис. 3. Динамика соотношения производства асфальта в России по видам в 2002-2008 годы.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
На рис. 4 изображена динамика российского производства асфальтов в течение года (за образец взят 2007 год) по месяцам в процентном отношении к общему объему выпуска в течение года. Что касается общей тенденции для асфальтовых смесей, то основная масса выпуска и работ приходится, естественно, на летние месяцы и начало осени. Но фактически можно различить три самостоятельные геометрические фигуры распределения, которые смещаются вправо на один месяц в зависимости от вида асфальта. Фигура помесячного выпуска для холодного асфальтобетона располагается правее остальных. Пик укладки холодного асфальтобетона приходится на самый теплый летний месяц – июль, массовые работы начинаются в мае и снижаются в ноябре. С горячим асфальтобетоном активнее всего строители работают в августе, а пик производства асфальта приходится на сентябрь, причем распределение для асфальта выглядит наиболее равномерным.
Рис. 4. Зависимость объемов производства асфальта в РФ от климата.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
В 2008 году, как уже говорилось выше, было зафиксировано увеличение выпуска асфальтобетона, однако не на такую высокую величину, как ожидалось в начале года. В связи с этим будет интересно посмотреть, какова была динамика роста в трех основных категориях: горячий катаный асфальт, горячий литой и холодный асфальт. На рис. 5 представлено производство всех этих видов асфальта по месяцам за оба интересующих нас периода – 2007 и 2008 годы.
Рис. 5. Сравнительная динамика производства асфальта в РФ по видам в 2007 и 2008 годов.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Как видно из рисунка, кризис все-таки сказался на производстве самого распространенного типа асфальта – катаного. В последние три месяца ушедшего года выпуск практически сравнялся с уровнем позапрошлого года, однако отрицательных значений не зафиксировано. Чего не скажешь о горячем литом асфальте, производство которого в 2008 году по сравнению с 2007 годом носило заметный «нервный» характер. Заметны резкие перепады – в мае объем выпуска почти в два раза превысил предыдущий показатель, в то время как в августе и сентябре выпуск продемонстрировал падение. Совсем другая картина на диаграмме, посвященной холодному асфальту. Похоже, что кризисные явления щадят этот сегмент – в течение всего строительного сезона зафиксированы значительные приросты, и только к концу года они замедляются.
В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям ABARUS Market Research