ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
«Строительная газета» совместно с «Медиалогией» подготовила медиарейтинг персон девелоперских компаний за IV квартал 2024 года

Рейтинг составляется по МедиаИндексу, который измеряет прежде всего качество контента. Лидерами стали коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев, коммерческий директор Regions Development Лилия Арцибашева, управляющий партнер ГК «Основа» Олег Колченко. По результатам IV квартала 2024 года лидером рейтинга спикеров девелоперских компаний по МедиаИндексу, по данным «Медиалогии», с рек...

В ОЭЗ «Технополис Москва» разработан робототехнический комплекс для маркировки строительных материалов

Компании особой экономической зоны «Технополис Москва» разработали робототехнический комплекс со специальным захватывающим устройством для маркировки строительных материалов. Об этом сообщил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Анатолий Гарбузов. «Столичная особая экономическая зона – флагманская площадка развития передовых техноло...

ТЕХНОНИКОЛЬ построит за 3 млрд рублей завод каменной ваты в ТОР «Хабаровск» мощностью 400 кубометров продукции в год

ТЕХНОНИКОЛЬ и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) заключили соглашение о реализации нового инвестиционного проекта на территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск». В его рамках будет построен еще один завод компании. Он станет третьим производством каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ в регионе. Инвестиции в проект превысят 3 млрд руб. В рамках резидентского соглашения, ТЕХНОНИКОЛ...

Всероссийский жилищный конгресс состоится в Сочи с 7 по 11 апреля 2025 года

Деловое мероприятие в сфере недвижимости пройдет с 7 по 11 апреля 2025 года в Университете «Сириус» – на конгрессно-выставочной площадке федерального уровня. Возможности Университета позволят организовать более 350 мероприятий деловой и культурной программы и принять порядка 10 000 участников рынка со всех регионов России. Приглашаем всех заинтересованных в профессиональном развитии стать св...

Утвержден новый порядок предоставления компенсации затрат экспортеров на транспортировку промышленной продукции

Минпромторг России утвердил решение о порядке предоставления компенсации затрат экспортеров на транспортировку промышленной продукции в 2025 году. Российский экспортный центр (Группа ВЭБ.РФ) выступает агентом Правительства, реализующим данную меру поддержки. С 2025 года предоставление господдержки будет осуществляться по результатам конкурса исходя из заявленных компаниями показателей результат...

Минстрой России проводит комплексную работу по нормативно-техническому регулированию строительной отрасли

В рамках этой деятельности в 2024 году было разработано и утверждено 147 документов. «Нормативное-техническое регулирование строительной отрасли является фундаментом ее развития в том числе в рамках реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», направленного на достижение целей, определенных Президентом России в Указе №309. В этом году Минстроем России подготовлено и утве...

2 Марта 2009

Асфальтобетон в России. Прервется ли рост? (Часть 2)

Сопутствующие материалы

Другим важным строительным материалом, использующимся в дорожном строительстве наряду с асфальтом, а также входящим в состав большинства его видов, являются нерудные материалы – щебень и гравий.
диаграмма
Рис. 6. Производство щебня и гравия в РФ, 2002-2008 годы.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ


Динамика производства щебня и гравия практически повторяет картину, которую демонстрирует асфальтобетон – тот же высокий рост после 2004 года, та же «ступенчатая» линия приростов в 2005-2008 годы  (ежегодное чередование высоких и умеренных темпов прироста).

Наблюдения ABARUS Market Research показывают, что ежегодные приросты выпуска асфальтобетона примерно в полтора раза выше, чем у щебня и гравия, поэтому отношение выпуска этих двух видов строительных материалов по отношению друг к другу (количество куб. м щебня и гравия на одну тонну асфальтобетона) в течение 2005-2008 годов  уменьшается (см. рис. 7): с 6,3 куб. м в 2005 году до 5,1 куб. м в 2008 году.
график
Рис. 7. Количество кубических метров произведенного в РФ щебня и гравия на одну тонну произведенного асфальтобетона, 2005-2008 годы.
Источник: Расчеты ABARUS Market Research


Это наблюдение может свидетельствовать о следующем:
- Уменьшение количества щебня и гравия в составе готовых асфальтобетонов в связи с постепенным переходом дорожно-строительной отрасли на применение современных видов асфальта, содержащих более мелкие фракции наполнителя.
- Увеличение числа дорог с асфальтобетонным покрытием в противовес более экономичным видам дорожного устройства – грунтовых, черногравийных и гравийных дорог.

Не исключено, что в действительности снижение этого соотношения может быть еще более ярко выражено, так как следует учитывать, что щебень и гравий используется и в других сферах строительства, а не только дорожном.


Производители

Среди отечественных производителей асфальта много предприятий с государственным или муниципальным управлением. В больших объемах асфальт производят, как правило, дорожно-строительные компании, производители бетона, нефтепродуктов и т. д. В табл. 1 приведены данные по основным производителям асфальтобетонов и асфальта в стране. Их статистическое разделение на производителей горячих и холодных асфальтобетонов, а также асфальта не всегда соответствует реальному ассортименту данных компаний, так как производители нередко выпускают большой спектр видов асфальтов, однако в таблице это разнообразие не удалось отразить (к примеру, среди 20 крупнейших производителей выпускающими как горячий, так и холодный асфальт оказались только два предприятия – ФГУП «Свердловскавтодор» и ГУП «Волгоградавтодор»).

Таблица 1
Список ведущих отечественных производителей асфальтобетонных смесей разных видов в 2006-2007 годы

таблица
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС

Лидер списка ОАО «Асфальтобетонный завод № 1» (Санкт-Петербург) был основан в 1932 году и в настоящее время является первым специализированным предприятием в Санкт-Петербурге (а также и в стране) по производству асфальтобетонных смесей. Сегодня  «АБЗ-1» производит весь спектр асфальтобетонных смесей, необходимых для строительства и ремонта дорог. Это крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные, горячие плотные и пористые асфальтобетонные смеси (более 20 различных рецептов). Сегодня компания располагает четырьмя асфальтовыми заводами, общая мощность которых составляет свыше 12 000 тонн асфальта в день. За последние три года производство увеличилось в 2,5 раза. Начиная с 1999 года, ОАО «АБЗ-1» активно формирует группу вертикально интегрированных компаний, в которую входят две дорожно-строительные организации, автотранспортная компания, предприятие по добыче щебня, а также фирма, отвечающая за железнодорожные перевозки.

Открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» – одна из крупнейших и известных российских нефтяных компаний. Сфера деятельности компании охватывает разведку, устройство и разработку нефтяных и нефтегазовых месторождений, добычу и реализацию нефти и газа, производство и сбыт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. Выпуск асфальтобетона для этой компании, несмотря на внушительные объемы, является побочным производством.

ГУП «Башкиравтодор» – одно из крупнейших предприятий республики Башкортостан, специализирующееся на строительстве, ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений. Сегодня «Башкиравтодор» имеет 59 филиалов по всей республике, в том числе дорожное строительное управление, управление производственно-технологической комплектации, завод по ремонту строительных и дорожных машин. Предприятием ежегодно строится около 150 км и ремонтируется 1 000 км дорог, а также содержится практически вся территориальная сеть дорог республики.

ФГУП «Свердловскавтодор» является лидером среди подрядных организаций дорожной отрасли Свердловской области. Осуществляет работы по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог, благоустройству территорий, площадок и т. д. Также занимается производством и реализацией асфальтобетонных смесей, железобетонных изделий (ЖБИ), проводит проектно-изыскательские работы. Мощности 45 асфальтобетонных заводов предприятия, расположенных в большинстве городов Свердловской области, позволяют ежегодно производить до 2 млн тонн асфальтобетонных смесей.

Открытое акционерное общество «Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов» (сокращенно ОАО «Трест Камдорстрой») является крупнейшим в республике Татарстан и России подрядчиком по дорожному и аэродромному строительству, осуществляющим комплексное строительство, реконструкцию и ремонт аэродромных взлетно-посадочных полос, площадей аэровокзалов, автомобильных дорог любых категорий сложности с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием,  надземных и подземных пешеходных переходов, гидротехнических сооружений. Собственное производство асфальтобетона позволяет осуществлять все эти виды строительных работ в больших объемах, в том числе и за пределами республики.

«Тюменское дорожно-ремонтное предприятие» производит асфальтобетон, так как специализируется на общестроительных работах по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог, а также возводит здания и сооружения.

Петербургское предприятие ЗАО «Петерасфальт» начало свою деятельность в 1995 году и изначально специализировалось на производстве асфальтобетонных смесей. Со временем компания выросла в мощное многопрофильное предприятие, которое на сегодняшний день, помимо производства высококачественных асфальтобетонных смесей,  выпускает товарный бетон и растворы, а также щебень. На сегодняшний день производственные мощности ЗАО «Петерасфальт» включают: три завода по производству асфальтобетонных смесей, суммарная производительность которых составляет 6 000 тонн в смену; шесть заводов по производству товарных бетонов и растворов, позволяющих производить до 3 800 куб. м. продукции за смену; две дробильно-сортировочные установки для выпуска щебня.

Последним предприятием из списка, кратким описанием которого мы завершаем наш обзор, является ЗАО «Асфальт» (Мытищи). Компания производит асфальтобетон, бетон, битумы различных марок, песок, гранитный и известняковый щебень, минеральный порошок, а также проводит асфальтировочные работы и оказывает  транспортные услуги.

Таким образом, видно, что для крупных компаний производство асфальтобетона редко бывает главным направлением деятельности, а чаще – сопутствующим. Федеральная служба государственной статистики насчитывает около 1 200 компаний-производителей разных видов асфальтов. В действительности их гораздо больше, так как асфальт и асфальтобетон может производиться на небольших установках, как стационарных, так и мобильных. Таким образом, в производстве асфальтобетонов участвует не только крупный и средний бизнес, но небольшие фирмы, которые не отчитываются перед статистическими органами о своей деятельности. В связи с этим можно предположить, что приведенные выше данные по объему производства асфальта в стране несколько занижены, так как базируются на статистических данных. Погрешность может составлять от 10 до 15 %, однако общая динамика – значительный рост в последние четыре года – является достоверной даже несмотря на погрешности статистического учета.

Предприятия, производящие асфальтобетонные смеси, так же, как и многие другие отрасли, в конце 2008 года – начале 2009 года почувствовали на себе «дыхание» кризиса. Многие заводы в феврале действовали в режиме неполного рабочего времени, некоторых коснулись и сокращения.

Государственные власти обещают помочь отрасли. Заверения касаются не только финансирования, но и таких аспектов, как повышение контроля качества асфальтирования с целью снижения непроизводительных затрат на строительные и ремонтные работы. Не секрет, что дорожники часто экономят на качестве асфальтового покрытия. Придерживаясь правильных дозировок в асфальтобетонных смесях того или иного типа, можно экономить не на текущих работах, а на необходимости последующего ремонта.

Дорожная система страны – это тот сектор экономики, функционирование которого не может приостанавливаться при любом кризисе. Несмотря на финансовые трудности, связанные с кризисом, представители федеральных и региональных властей большинства субъектов федерации заверяют население, что объемы работ по устройству дорог в 2009 году не будут сокращаться.


В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям ABARUS Market Research

Кол-во просмотров: 14356
На правах рекламы
Яндекс.Метрика