Объем грузоперевозок в РФ
История объемов грузооборота в России не лишена драматических событий. На рис. 1 видно резкое падение грузопотока после 1990 году, притом, что до 1990 года не учитывался объем газопроводного транспорта.
Рис. 1. Динамика перевозки грузов железнодорожным и автомобильным видами транспорта, млн тонн.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат)
Падение грузооборота в значительной степени связано с сокращением объема межотраслевых перевозок грузов при повышении потребительского рыночного сегмента в процессе перехода российской экономики от плановой к рыночной.
После 2000 года объем перевозки грузов медленно растет на 2-3 % в год. Причем динамика роста с течением времени убывающая – в предкризисном 2007 году прирост составил 1,6 %.
Перевозки грузов в РФ в 2000-2009 годы, общий объем и по основным видам транспорта, млн тонн
Источник: ФСГС РФ (Росстат)
Грузоперевозки в начале 2010 года
По данным Росстата в январе 2010 года объем перевозок грузов организациями всех видов транспорта (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования) составил порядка 406,9 млн т (93,8 % к уровню соответствующего периода 2009 года), грузооборот – 169,9 млрд т/км (115,1 %).
Объем коммерческих перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования), составил 210,2 млн т (104,9 % к январю 2009 года), коммерческий грузооборот – 163,8 млрд т/км (116,2 %).
Доля коммерческих перевозок грузов в общем объеме перевозок и доля коммерческого грузооборота в общем объеме грузооборота, выполняемых всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного и промышленного железнодорожного), в январе составила 41,2 % и 42,2 % соответственно.
Рис. 2. Доля всех грузоперевозок в РФ, приходящихся на автомобильный транспорт, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат)
В январе наблюдалось падение объемов перевозок грузов на автомобильном (на 2,8 % к уровню января 2009 года) и внутреннем водном транспорте (на 1,3 %) и их увеличение на морском (на 17,5 %) и железнодорожном (на 17,2 %) транспорте.
В структуре общего объема коммерческих перевозок увеличились доля железнодорожного (до 41,7 %) и доля морского (до 1,3 %) транспорта; доля автомобильного транспорта снизилась (до 56,8 %), а доля внутреннего водного транспорта осталась прежней (составила 0,1 %).
В январе 2010 года к уровню января 2009 года на железнодорожном транспорте наблюдалось увеличение объема погрузки таких основных видов грузов, как строительные грузы (на 5,6 %), кокс (на 85,2 %), каменный уголь (на 13,2 %), руда цветная (на 16,2 %), черные металлы (на 20,6 %), лом черных металлов (на 64,7 %), руда железная и марганцевая (на 32,2 %), нефть и нефтепродукты (на 11,2 %), химические и минеральные удобрения (на 50 %), лесные грузы (на 18,6 процента). Вместе с тем сократилась перевозка зерна и продуктов перемола (на 10,5 %), цемента (на 5,2 %). Погрузка импортных грузов составила 129,9 % к январю 2009 года.
Наиболее популярные виды транспорта
Наибольший объем грузоперевозок в России приходится на автомобильный транспорт. Его доля колеблется в рамках рассматриваемого периода (с 2000 года по 2009 года) между 72 % и 76 %. Значение автотранспорта уменьшалось до 2007 года, но в условиях кризиса его позиции не только вернулись на уровень 2001-2002 годы, но и превзошли их, достигнув 75,6 %.
При этом доля железнодорожного транспорта находится на уровне 14-15 %. По данным РЖД, за 2009 год в целом по стране объем грузоперевозок снизился на 15 % до 1,1 млрд т.
Популярность того или иного вида транспорта для перевозки грузов напрямую зависит от состояния инфраструктуры региона, а объемы – от масштаба территории. Если посмотреть на распределение грузоперевозок по федеральным округам РФ, то в обоих случаях (как для железнодорожного, так и для автомобильного транспорта) большая часть объема приходится на Сибирский федеральный округ.
Рис. 3. Динамика перевозки грузов железнодорожным и автомобильным видами транспорта, млн тонн.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат)
На СФО приходится 35 % железнодорожного грузопотока и 49 % автомобильного. В условиях кризиса сибирские грузопотоки в большей степени остались верны РЖД. Снижение объемов грузов, перевозимых ж/д транспортом, составило в СФО 8,7 % по сравнению со снижением на 12,6 % объема грузов, перевезенных автомобильным транспортом.
Наиболее «верным» автотранспорту округом можно считать Северо-Западный. Там автоперевозчики потеряли 3,5 % объемов от 2008 года. Минус 9,4 % у Дальне-Восточного федерального округа. Больше всего автотранспорт потерял в Уральском регионе, где зафиксировано снижение на 34 %.
Для железнодорожного транспорта характерна более равномерная загруженность по округам. Сильнее всего снижение коснулось опять же Уральского федерального округа – минус 22,8 %. Остальные округа умерили перевозки ж/д транспортом на 15-20 %.
Борьба дорог
Преимущество автотранспорта на рынке грузоперевозок дает повод конкурирующим структурам прилагать усилия для более активного внедрения инструментов государственного регулирования в эту сферу. В частности, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин неоднократно призывал уравнять условия грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом. Он предложил ввести нормы, при которых в тариф автомобильных грузоперевозчиков была бы включена «инфраструктурная» составляющая, как эта сделано в железнодорожных тарифах и при авиаперевозках (там эту роль выполняют аэронавигационные сборы).
Рис. 4. Динамика соотношения железнодорожного и автомобильного транспорта, %.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат)
14 апреля 2010 года вице-премьер Сергей Иванов заявил о том, что не исключает возможности взимания платы за проезд по российским дорогам с фур грузоподъемностью выше 12 тонн. По логике правительства, эта мера позволит переориентировать грузоперевозчиков на железнодорожный транспорт и разгрузить дороги. Так как, по словам вице-премьера, за содержание дорожной сети платят не грузоперевозчики, а государство.
Рис. 5. Грузоперевозки железнодорожным транспортом в 2008-2009 годы, доли по федеральным округам.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат)
Однако, по мнению экспертов, торопиться с введением подобных платежей нельзя, так как эта мера может привести к разорению малого бизнеса, в основном и владеющего фурами. Действительно, данные по автоперевозкам, представленные в рис. 6, не учитывают объемов работ мелких компаний, на которые в общей сложности приходится более 90 % этого сегмента рынка.
Рис. 6. Грузоперевозки автомобильным транспортом в 2008-2009 годы, доли по федеральным округам (без субъектов малого предпринимательства).
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат)
Однако сам инструмент платежей не будет введен так скоро, как этого хотелось бы государству, потому что брать плату за проезд большегрузов на данный момент мешает отсутствие специального оборудования (оценивающего грузоподъемность машин). Поэтому новшество не введут, пока не будет подготовлена вся техническая база – по расчетам правительства, это может случиться не раньше 2011 года.
Впрочем, по мнению представителей бизнеса, даже введение платы за проезд с большегрузов не придаст дополнительной популярности железнодорожным перевозкам. Сейчас даже продукция металлургии и многие другие тяжелые товары перевозятся на автомобильном транспорте, потому что это дешевле. А главное – быстрее. Рейсы даже при текущем уровне загруженности ходят по сложным, далеко не всегда эффективным расписаниям, иногда простаивают. Поэтому железная дорога не подходит для доставки срочных грузов. Кроме того, для перевозок через РЖД предъявляются завышенные требования к сопровождающим документам. Поэтому автодороги сохранят свою популярность.
В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research