Грузовые перевозки и состояние российских дорог
Российский рынок автомобильных перевозок в последние годы увеличивает объемы перевозок, отмечен также прирост грузооборота, что, безусловно, подкрепляет спрос на грузовую автотехнику.
В 2006 году общий объем грузовых перевозок вырос по сравнению с 2005 годом на 8,6 %, а грузооборот на 3,9 %. Самый значительный прирост грузооборота достигнут именно на автомобильном транспорте – 8,7 %, на железнодорожном прирост составил 5 %. 32 % объема перевозок выполняются железнодорожным транспортом, что на 1,8 % ниже уровня 2005 года. В количественном выражении объем грузов, перевезенных в 2006 году автомобильным транспортом, вырос, по оценкам экспертов, до 6,81 млрд т, по сравнению с 6,68 млрд т в 2005 году.
На увеличение объемов автомобильных перевозок и прирост грузооборота в первую очередь повлияло увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях. Другой немаловажной причиной является рост оборотов розничной торговли, т. к. товарооборот в этом секторе осуществляется преимущественно с помощью автомобильного транспорта. Ежегодный прирост розничного товарооборота за 2004-2006 годы составил 12-12,6 %.
В условиях такой интенсивности грузоперевозок возрастает эксплуатация российских дорог, износ которых накапливается, при этом недостаток финансирования сохраняется. По подсчетам Министерства транспорта, на поддержание нормального функционирования дорожного хозяйства страны необходимы 57,7 млрд долл. до конца 2015 года (из расчета, что стоимость строительства 1 км стране обходится в 12-15 млн долл.). В 2007 году на эти цели были потрачены около 12,5 млрд долл., что почти в два раза больше 2006 года (со всеми дотациями на регионы), однако это уровень 2000 года.
Другой причиной быстрой изнашиваемости дорожного полотна в РФ является строительство новых дорог отнюдь не по передовым технологиям, что сокращает выделяемые средства для строительства с переносом части этих средств на ремонт. С одной стороны, происходит экономия, но через пять лет этот участок приходится ремонтировать, хотя, по практике западных стран, дорога без ремонта должна служить 25 лет.
В настоящее время становится ясно, что на одни только государственные средства наладить инфраструктуру страны невозможно. Не последнюю роль в данной ситуации могло бы сыграть привлечение частных инвесторов, но вопрос строительства частных дорог пока не находит законодательного подкрепления.
Грузовой автопарк страны
Согласно данным ГИБДД РФ, на 1 января 2007 года автопарк страны составлял 35 млн 885,3 тыс. автотранспортных средств (без учета прицепов и полуприцепов), парк грузовых автомобилей 4 млн 928 тыс. (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика парка грузовых автомобилей 1996-2007 годы (на 01.01.), тыс. шт.
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
4240 | 4190 | 4280 | 4260 | 4390 | 4400 | 4482,3 | 4625,4 | 4668,7 | 4770,2 | 4850,2 | 4928,6 |
Источник: Данные ГИБДД РФ
Доля грузового транспорта в автомобильном парке страны составляет 14 % (см. рис. 1), при этом необходимо отметить, что темпы роста этого сегмента заметно отстают от легкового транспорта. За 2006 год парк грузовых автомобилей в России увеличился на 1,6 % и составил 4,93 млн единиц.
Рис. 1. Доля грузового автотранспорта в общем автопарке РФ на 01.01.2007 год.
Источник: Данные ГИБДД РФ
По данным компании «Автомобильная статистика», доля автомобилей марки «ГАЗ» составляет 32 % от общего парка грузовых автомобилей. Самые популярные модели здесь «Газель» и «Соболь». Прирост автомобилей «ГАЗ» в парке страны идет высокими темпами. Количество автомобилей ГАЗ-3302 и его модификаций в российском автопарке увеличилось на 18,9 тыс. ед. (5 %), количество ГАЗ-2705 выросло на 11,2 тыс. шт. (6,5 %), а количество ГАЗ-2752 стало больше на 12,7 тыс. шт. (24,8 %). При этом произошло снижение числа старых моделей «ГАЗ». Автомобилей ГАЗ-52,53 и их модификаций уменьшилось на 12,5 тыс. шт. (10,4 %). Снизилось и число среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3307, -3308, -3309 (6,7 %).
Второе место с долей 11,6 % в грузовом автопарке России занимает «КамАЗ». Здесь отмечается рост числа моделей "КамАЗ-6520" (2 893 шт., или 26,1%). По другим моделям «КамАЗа» статистика ГИБДД показывает отрицательную динамику: "КамАЗ-4310" и мод. (1 118 шт., или 2,4 %), "КамАЗ-5320" и мод. (20 704 шт. или 8,8 %) и "КамАЗ-5410" и мод. (7 714 шт. или 6,5 %).
В целом в России сейчас насчитывается около 570 тыс. «КамАЗов».
Количество грузовиков «ЗИЛ» за 2006 год снизилось на 53 тыс. ед., а доля парка уменьшилась с 10,4 % в 2005 году до 9,1 % в 2006-м. Всего в России сейчас числятся чуть более 450 тыс. «ЗИЛов». Хотя эксплуатируются, наверное, значительно меньше, поскольку техника эта в большинстве своем достаточно старая. Например, более 40 % от общего числа «ЗИЛов» приходится на модель "ЗИЛ-130", выпуск которой уже давно прекращен.
Снижение парка зафиксировано по коммерческим моделям «ИЖ» (уменьшение на 6,7 %), грузовым моделям «Урал» (уменьшение на 4 %), «МАЗ» (уменьшение на 11,5 %) и «КРАЗ» (уменьшение на 5,8 %). Производство грузовых моделей «УАЗ» поддерживается на уровне последних двух лет, что позволяет заводу сохранять свою долю в парке грузовых авто на уровне 7-8 %. Число грузовых автомобилей иностранных марок за 2006 год выросло на 14 % и составляет теперь почти 763 тыс. ед., что соответствует 15,5 % парка.
Парк грузовых автомобилей сильно изношен, около 64 % этого транспорта эксплуатируются более 10 лет. Для сравнения, по данным ГИБДД, доля легковых автомобилей старше 10 лет в своем сегменте составляет 48,9 %, у автобусного парка этот показатель – 46,3 %. Таким образом, тенденция последних лет постепенного обновления парка легковых автомобилей и автобусов на фоне «старения» грузового транспорта сохраняется
Импорт
Значительный вклад в рост объемов рынка вносит импорт. В 2006 году в Россию были ввезены 55,4 тыс. грузовых автомобилей, стоимость которых составила 1 044,1 млн долларов. Рост импорта составил 34 % в натуральном выражении и 67,6 % в стоимостном. Доля импорта из стран ближнего зарубежья около 3 % в натуральном выражении. Можно предположить, что по итогам 2007 года импорт грузовых автомобилей достигнет 88 тыс. автомобилей.
В табл. 4 и 5 и на рис. 4 представлены данные импорта грузовых автомобилей. Сегментирование проведено на основе кодов таможенной статистики.
Таблица 4
Детализация импорта грузовых автомобилей в зависимости от массы машины и типа двигателя, 1997-2007 годы, шт.
870410 - автомобили-самосвалы для эксплуатации в условиях бездорожья | 870421 - машины с двигателем дизельного типа с полной массой не более 5 т | 870422 - машины с двигателем дизельного типа с полной массой от 5 т до 20 т | 870423 - машины с двигателем дизельного типа с полной массой более 20 т | 870431 - машины с двигателем внутреннего сгорания от искрового зажигания полной массой не более 5 т | 870432 - машины с двигателем внутреннего сгорания от искрового зажигания полной мас-сой более 5 т | 870490 - прочие | |
1997 |
430 |
10 531 |
3 353 |
780 |
2 304 |
173 |
10 |
1998 |
283 |
9 209 |
3 477 |
1 146 |
1 742 |
160 |
7 |
1999 |
81 |
2 541 |
1 558 |
1 186 |
332 |
116 |
2
|
2000 |
177 |
3 583 |
3 147 |
2 931 |
410 |
169 |
1 |
2001 |
176 |
6 442 |
7 857 |
4 132 |
694 |
196 |
19 |
2002 |
322 |
9 628 |
12 083 |
3 556 |
1 402 |
182 |
24 |
2003 |
432 |
14 633 |
16 719 |
3 212 |
1 556 |
332 |
10 |
2004 |
383 |
15 024 |
9 676 |
3 225 |
1 877 |
78 |
5 |
2005 |
222 |
19 543 |
9 640 |
4 248 |
7 481 |
43 |
14 |
2006 |
377 |
28 456 |
13 022 |
7 157 |
6 289 |
66 |
4 |
I п/г 2007 |
423 |
24 155 |
7 645 |
7 305 |
4 440 |
14 |
7 |
Источник: Данные ФТС РФ
.
Самым востребованным сегментом импортируемых грузовых автомобилей являются машины с двигателем дизельного типа с полной массой не более 5 т. В общей структуре импорта они занимают не менее 40 %, в 2005-2007 годы эта доля растет, сейчас она находится на уровне 55-57 %.
На втором месте по востребованности находятся автомобили с двигателем дизельного ти-па с полной массой от 5 т до 20 т. Особенно высокий спрос на эту категорию грузовиков был в 2000-2004 годы, когда их доля составляла 35-40 %. В настоящее время она снизилась до 22-23 %.
В небольшом количестве импортируются автомобили-самосвалы для эксплуатации в условиях бездорожья и автомобили с двигателем внутреннего сгорания от искрового зажигания полной массой более 5 т. Доля каждой категории из перечисленных в общем объеме импорта не превышает 2-3 % с тенденцией к постепенному уменьшению.
В распределении по странам-поставщикам импортные поставки выглядят следующим образом (табл. 5, рис. 4).
Таблица 5
Импорт грузовых автомобилей по основным странам-поставщикам с 2003-го по 1-е полугодие 2007 года, шт.
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | I полугодие 2007 | |
Германия |
13 719 |
11 071 |
12 043 |
13 854 |
9 434 |
Китай |
48 |
393 |
5 188 |
6 734 |
8 417 |
Швеция |
1 509 |
1 218 |
1 337 |
1 656 |
856 |
Япония |
15 272 |
8 569 |
6 906 |
6 315 |
5 724 |
Источник: Данные ФТС РФ
Рис. 4. Динамика импортных потоков грузовых автомобилей по основным странам-поставщикам с 2003-го по 1-е полугодие 2007 года, шт.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФТС РФ
Лидером в импорте грузовых автомобилей на российский рынок является Германия. В 2006 году из этой страны поступило 13,8 тыс. машин, а в I полугодии – 9,4 тысяч. На втором месте до 2005 года была Япония, однако теперь ее обгоняет Китай, а продажи японских грузовиков постепенно снижаются: в 2005 году было куплено 6,9 тыс., в 2006 году – 6,3 тысяч. Зато результаты I полугодия 2007 года – 5,7 тыс. грузовиков – свидетельствуют о преломлении сложившейся динамики в сторону повышения поставок. Грузовые автомобили из Швеции поставляются в РФ на стабильном уровне – 1 300-1 600 машин в год.
Особо стоит отметить китайские грузовые автомобили, которые поступают в нашу страну с активным ежегодным приростом, который в 2005 году составил 20 % к предыдущему году (5,2 тыс. автомобилей), в 2006 году – 30 % (6,7 тыс.), в 2007 году эта цифра может достичь 40 %, т. к. в I полугодии уже было продано 8,4 тыс. китайских машин. Не исключено, что в будущем году Китай сможет догнать Германию или даже потеснить ее с лидерской позиции.
Что касается ввоза подержанных грузовиков, то, по данным официальной таможенной статистики, картина выглядит так, что их доля в 2007 году снизилась. За I полугодие среди всего количества ввезенных грузовиков 4 0% было подержанных, в то время как в 2006 году (за весь год) эта цифра составляла 47 %. Это данные официальные, поэтому могут быть погрешности, т.к. все еще могут быть неучтенные серые поставки. Хотя, в принципе, похоже на правду – рынок активно растет, ввозятся более качественные авто, больше новых, двигатели которых отвечают повышающимся экологическим требованиям. К тому же российские грузовики, особенно тяжелые, – наверное, единственный сегмент российского автопрома, который способен конкурировать с зарубежной продукцией. А именно количество подержанных среднетоннажных и крупнотоннажных автомобилей понизилось в 2007 году.
Позиции иностранных грузовых автомобилей на российском рынке
По данным ФТС, в 2006 году в России было проданы 2 820 грузовиков Scania, 2 335 автомо-билей Volvo, 1539 MAN, 949 Iveco, 838 грузовиков Mercedes-Benz, 565 автомобилей Renault Trucks и 200 грузовиков DAF. Результаты продаж за 2007 год еще не подведены.
Scania – одна из ведущих автомобильных компаний на мировом рынке, входит в тройку крупнейших производителей тяжелого грузового транспорта и автобусов. В России Scania представлена с 1993 года, с 1998 года работает ООО «Скания-Россия» – генеральный импортер и дистрибьютор техники Scania на территории России. Сегодня Scania в России имеет 25 дилерских и 30 сервисных станций в России и планирует дальше расширять эту сеть.
Scania уже шестой год подряд является лидером российского рынка по объему продаж импортных грузовых автомобилей. По итогам 2006 года доля Scania на рынке увеличилась на 2,2 % и составила 31,1 %, в Россию было продано 2 820 машин, что почти в два раза больше, чем в 2005 году. По данным издания «Росбалт-Приволжье», в I полугодии 2007 г. количе-ство проданных машин марки Scania в России составило 2 718 ед. и заняло почти одну треть от общего числа новых импортных тяжелых грузовых автомобилей.
В настоящее время компания Scania выбирает регион для размещения сборочно-производственного предприятия по производству грузовых автомобилей в России. Предположительно это может быть Воронежская область. У Scania в России уже есть завод ООО «Скания-Питер» в Санкт-Петербурге, выпускающий автобусы методом отверточной сборки.
Второй по величине мировой производитель грузовых автомобилей Volvo Car Corporation, включающий в себя Volvo Trucks и Renault Trucks, продал в РФ в 2006 году 2 500 грузовиков Volvo и 533 грузовика Renault. В 2007 году Renault Trucks продала в России 1 254 машины, план на 2008 год – более 3 000 авто.
Завод Volvo Trucks в Зеленограде – «ВТС-Зеленоград» – по итогам 2007 года выпустил около 500 грузовиков. В октябре 2007 года началось строительство завода в Калужской область. На заводе, который должен заработать в конце 2009 года, планируется собирать 10 тыс. грузовиков Volvo и 5 тыс. грузовиков Renault в год.
Для немецкой промышленной группы MAN AG 2007 года в России был весьма удачным. В частности, в ноябре компания объявляла о превышающих прогноз результатах III квартала, а также об увеличении намечаемых по результатам года в целом показателей количе-ства новых заказов, товарооборота и дохода. В 2006 году ООО «МАН Автомобили Россия» реализовало 1 350 машин. MAN – третий по величине производитель грузовиков в Европе.
Подразделение коммерческих автомобилей MAN продолжает сужать разрыв по доходности со Scania, которая концентрируется исключительно на более прибыльном рынке тяже-лых грузовиков (грузоподъемностью свыше 16 т). Год назад MAN отказался от попытки враждебного поглощения Scania с оценкой в 10 млрд евро (14,5 млрд долл.) в связи с противодействием крупнейших акционеров шведской фирмы – Volkswagen и Investor AB.
Компания Iveco производит широкую гамму коммерческих автомобилей, строительную технику, автобусы и специальные автомобили. В состав концерна Iveco входят итальянские Fiat, Lancia, OM, Astra, французский Unic, западногерманский Magirus-Deutz, английское грузовое подразделение Ford, британский Seddon Atkinson, испанский Pegaso и австралийский филиал International.
Компания планирует уже в 2008 году начать производить грузовые автомобили в России (в Нижегородской обл.) по методу крупноузловой сборки. Полноценной сборкой завод займется в 2009 году, проектная мощность будущего производства составит 25 тыс. легких грузовиков и 15 тыс. автобусов в год.
Экспорт
Согласно данным таможенной статистики, в 2006 году отечественные производители продали за рубеж 47,1 тыс. грузовых автомобилей. В I полугодии 2007 года были отправлены за границу 22,5 тыс. ед. грузовой техники, к концу года эта цифра может составить 54 тыс. автомобилей. При этом экспортные поставки в процентном отношении от объема производства держатся в течение всего рассматриваемого периода приблизительно на одном уровне – 18-20 %. В 2007 году ни снижения, ни увеличения экспортных поставок в процент-ном отношении к отечественному выпуску не произошло.
Основные рынки сбыта для российской грузовой техники находятся в странах СНГ, здесь реализуется до 90 % продукции (42,8 тыс. шт. в 2006 году). На российском рынке работают два крупных экспортера: Группа «ГАЗ» и ОАО «КамАЗ».
Объем рынка
Таблица 6
Расчет объема рынка грузовых автомобилей в 2001-2007 годы, шт.
Год |
Производство |
Импорт |
Экспорт |
Объем рынка |
2001 |
178 768 |
19 516 |
19 793 |
178 491
|
2002 |
177 879 |
27 197 |
33 693 |
171 383 |
2003 |
198 183 |
36 894 |
34 557 |
200 520
|
2004 |
205 520 |
30 268 |
43 104 |
192 684 |
2005 |
209 608 |
41 191 |
56 566 |
194 233 |
2006 |
251 140 |
55 371 |
47 056 |
259 455 |
2007 |
293 600 |
88 000 |
54 000 |
327 600 |
Источник: ABARUS Market Research
Таким образом, картина динамики российского рынка грузовых автомобилей, начиная с 2001 года выглядит так, как она изображена на рис. 5.
Рис. 5. Динамика российского рынка грузовых автомобилей в 2001-2007 годы, шт.
Источник: Расчеты ABARUS Market Research
На диаграмме видно, что объем рынка растет внушительными темпами в последние три года. Особенно рост заметен на фоне достаточно ровных показателей (с периодами снижения) предыдущих лет.
Тенденции и прогнозы
Согласно прогнозам большинства международных автомобилестроительных компаний, в самом скором будущем автомобильный рынок России станет самым крупным в Европе.
На расположенных ниже диаграммах представлен прогноз ABARUS Market Research в отношении развития российского рынка грузовых автомобилей до 2010 года. Согласно расчетам, объем рынка грузовых автомобилей в России будет в ближайшее время расти. Если нынешняя динамика роста сохранится, к 2010 году объем российского рынка грузовых автомобилей может достичь 530 тыс. ед., т. е. увеличение за три года по отношению к оценочному объему рынка в 2007 году (327,6 тыс.) составит 60 %.
Предполагается, что темпы роста таких основных рыночных показателей, как производство и импорт, со временем претерпят изменения. Сейчас темпы производства уступают темпам импорта, однако в связи с повышением ввозных таможенных пошлин и открытием заводов ведущих иностранных автопроизводителей на российской территории все большая доля внутреннего спроса будет удовлетворяться за счет машин, произведенных внутри страны.
Однако роль импорта по-прежнему будет значительной к 2010 году (рис. 6). В структуре импорта сохранятся поставки качественных дорогих автомобилей из ведущих стран-производителей (главным образом, Германии), а также поставки автомобилей из азиатских стран.
Доля импорта в объеме рынка увеличится в 2008 году до 30 % и будет сохраняться на этом уровне в ближайшие годы.
Рис. 6. Прогноз доли импорта в общем объеме российского рынка грузовых автомобилей до 2010 года, %.
Источник: ABARUS Market Research
Что касается объемов экспорта, то, по всей видимости, его процентная доля от производства будет снижаться даже при количественном росте экспортных поставок. Сейчас доля экспорта российской грузовой техники составляет 20 %, к 2010 году эта доля снизится до 17-18 % по причине высокого внутреннего спроса.
По материалам журнала "АДС-Техника"