К. МОРЕНКОВА, ведущий специалист ООО «Индекс Бокс»
В настоящее время рынок складских стеллажей переживает бурный рост – активное строительство логистических комплексов и складских центров неумолимо увеличивает спрос на данный товар. Крупные производители выполняют огромное количество заказов, практически все мощности полностью загружены, кажется, что рынок находится в самой благополучной фазе и это будет продолжаться еще долгое время. Но, на самом деле, на данном рынке не все так просто и благополучно. Специалисты компании IndexBox в октябре-ноябре 2007 года провели полномасштабное исследование рынка складских стеллажей, для того чтобы выявить возможные опасности, грозящие рынку, и найти путь его дальнейшего развития.
Об исследовании
В качестве объекта исследования рассматривались складские стеллажи, используемые в оборудовании складов различного уровня, логистических центрах и грузовых терминалах. В исследовании учтены стеллажи грузоподъемностью более 300 кг на полку, то есть предназначенные непосредственно для складского хранения.
Основными целями данного исследования были:
* Описание особенностей производства складских стеллажей и объемов используемого сырья. Прогноз сырьевого рынка.
* Анализ объемов внутреннего производства, импорта и экспорта складских стеллажей.
* Выявление факторов, оказывающих влияние на рынок, их описание и оценка дальнейшего воздействия.
* Подробный анализ российского производства: структуры рынка по типам производителей, выделение пятерки лидеров рынка, анализ и прогноз их объемов производства, дальнейшие перспективы развития.
* Определение особенностей сбыта, доставки и продвижения продукции. Необходимый потребителю перечень дополнительных услуг и оптимальное плечо доставки.
* Построение карты географических границ рынка. Выявление перспективных зон развития и зон, находящихся на фазе насыщения, а также определение потенциала рынка в рамках его географических границ.
* Построение модели спроса на складские стеллажи. Оценка спроса в крупнейших городах России в настоящее время и в среднесрочной перспективе.
В качестве основных методов исследования использовались: анализ вторичной информации, экспертный опрос представителей компаний - участников рынка, участников сырьевого рынка, а также независимых экспертов; данные об объеме производства отдельных участников рынка, данные Федерального таможенного комитета, данные Росстата. Все источники информации, во избежание недостоверности, сопоставлялись и проверялись на полноту и непротиворечивость. В результате удалось построить четкую картину состояния и перспектив развития российского рынка складских стеллажей.
Объем рынка складских стеллажей
При определении объема рынка специалисты IndexBox использовали три различных метода:
* расчет, исходя из площади строящихся складов;
* расчет, исходя из объемов потребления сырья;
* расчет, исходя из объемов производства основных игроков рынка.
Результаты всех трех методов расчета совпали, а также косвенно подтвердились данными таможенного комитета и мнением экспертов рынка, что позволяет говорить об их достоверности.
Одним из использованных методов расчета была модель зависимости объема спроса на стеллажи от объемов строительства складов (складской площади). Факторами данной модели являются:
* объем строительства складских площадей в м2;
* количество условных паллето-мест, приходящихся на 1 м2 площади склада;
* средняя стоимость условного паллето-места (данные в ретроспективе, данные на сегодняшний день и прогноз на ближайшие 5 лет с учетом инфляционной составляющей – см. рис. 1).
Средняя цена одного паллето-места
Темп роста цены с учетом инфляционной составляющей
Рис. 1. Прогноз цены одного паллето-места с учетом инфляционной составляющей
Источник: экспертный опрос, аналитика IndexBox
Полученная модель отражает объем рынка складских стеллажей, его изменение в ретроспективе и прогноз на ближайшие 5 лет.
Таблица 1
Модель расчета объема рынка складских стеллажей, 2005–2012F гг.
Год |
Площадь
| Ежегодный
ввод складских площадей, млн. м2 | Средний
показатель вместимости паллето-мест на 1 м2 склада | Количество условных
паллето-мест в складских помещениях России, млн. шт. (ст.3 х ст.4) | Цена одного
паллето-места, руб. | Расчет объема
рынка складских стеллажей, млн. руб. (ст.4 х ст.5) |
2005 |
25,60 |
6,53 |
1,48 |
9,66 |
499,40 |
4804,88 |
2006 |
34,20 |
6,26 |
1,48 |
9,27 |
600,30 |
5564,78 |
2007F |
38,60 |
4,43 |
1,48 |
6,55 |
690,65 |
4521,76 |
2008F |
42,30 |
5,22 |
1,48 |
7,72 |
793,90 |
6128,88 |
2009F |
44,70 |
4,01 |
1,48 |
5,94 |
912,98 |
5423,11 |
2010F |
46,58 |
3,44 |
1,48 |
5,09 |
1049,93 |
5344,14 |
2011F |
47,56 |
3,44 |
1,48 |
5,09 |
1207,42 |
6145,76 |
2012F |
48,23 |
2,64 |
1,48 |
3,91 |
1388,53 |
5429,15 |
Источник: данные Росстата, экспертный опрос, аналитика IndexBox
Полученные с помощью модели данные скорректированы по итогам экспертных оценок, данных об объемах производства крупных производителей, а также с учетом колебаний, отмеченных на рынке сырья. Также учтен объем экспорта и импорта. Таким образом, объем рынка складских стеллажей за 2006 год составил 8 317,33 млн. руб. Темпы прироста рынка в ретроспективе, по экспертным оценкам, составили в среднем 20%: около 15 % в 2005; 23–26 % в 2006 и 17–22 % в 2007.
Основные макроэкономические факторы, влияющие на рынок складских стеллажей
Основным фактором, предопределяющим объем и структуру спроса на складские стеллажи, являются объем и динамика строительства складских помещений.
Данный рынок в 2006-2007 гг. обрел новые черты, которые, безусловно, скажутся на региональном распределении спроса на стеллажи. В настоящее время строительство складских комплексов территориально сместилось из центральных районов в регионы. Данная ситуация вызвана планами крупных игроков рынка (MLP, “Евразия”, проекты Raven Mount и др.) по строительству логистических центров в крупных городах России. По данным экспертов, в 2007 г. в крупных городах России будет введено до 10 крупных современных складских комплексов классов А и В. В среднесрочной перспективе сетевыми девелоперами будет освоено большинство перспективных субрынков, после чего в регионах начнется массовый ввод качественных складских площадей.
Рынок складских помещений напрямую зависит от развития торговли и рынка земли. Крупные ритейлеры прогнозируют, что существующие темпы роста рынка сохранятся еще, как минимум, в течение 5 лет, что дает определенную гарантию как сохранению высоких темпов развития рынка складских помещений, так и стабильному росту на рынке стеллажей. На рынке земли ситуация несколько сложнее, но существующие проблемы (непрозрачность земельного рынка и несовершенство законодательной базы, регламентирующей сделки с землей, а также ограниченное количество квалифицированных строителей и подрядчиков) существенно не скажутся на развитии рынка складов.
На рынке складских помещений на данный момент существует два направления строительства: строительство новых складов и модернизация старых помещений. Модернизация во многих случаях может оказаться не менее затратной, чем новое строительство, но, тем не менее, в настоящее время уже около 60 % «старого» складского фонда реконструировано. Около 20 % складов старой формации превращаются в склады класса С, 40 % - в склады более низких классов.
В табл. 2 приведено распределение складских площадей в России в ретроспективе за 2002–2006 гг. Как можно заметить, постепенно строительство новых складов в процентном отношении к модернизации увеличивается. В 2002 году из всех имеющихся складов 20 % приходилось на новые площади, а к 2006 году доля новых площадей увеличилась до 37 %.
Таблица 2
Рост количества новых и модернизированных складских площадей за 2002–2006 гг.
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Модернизация |
млн. м2 |
7,800 |
8,257 |
10,815 |
14,532 |
17,023 |
Ежегодный прирост |
млн. м2 |
- |
0,457 |
2,558 |
3,717 |
2,491 |
Строительство |
млн. м2 |
1,950 |
2,329 |
3,415 |
6,228 |
9,998 |
Ежегодный прирост |
млн. м2 |
- |
0,379 |
1,086 |
2,813 |
3,770 |
Итого |
млн. м2 | 9,750 | 10,586 | 14,230 | 20,760 | 27,021 |
Источник: данные Росстата, экспертный опрос, аналитика IndexBox
Более подробно ознакомиться с влиянием этого и других факторов можно в полной версии отчета.
Темпы роста и динамика рынка
Учитывая влияние всех указанных выше факторов, можно предположить, что рынок складских стеллажей будет развиваться достаточно интенсивно, но ежегодные темпы роста будут снижаться (см. рис. 2).
Рис. 2. Прогноз темпов роста рынка складских стеллажей
Источник: данные Росстата, экспертный опрос, аналитика IndexBox
Отображенные на диаграмме темпы роста являются производными между показателями темпа роста рынка складской недвижимости и показателями темпов роста рынка стали и металлопродукции. Аналогичные прогнозы давали эксперты рынка стеллажей: вместе со структурными изменениями на рынке стеллажей (переориентация на регионы, относительное спокойствие на столичном рынке) темпы роста рынка начнут постепенно снижаться.
Основные игроки рынка складских стеллажей
Все компании, работающие на рынке складских стеллажей, можно условно разделить на 3 типа (см. рис. 3):
1. Компании, имеющие собственное производство рам и балок для стеллажей:
a. Компании, изготавливающие «зацепную» раму;
b. Компании, изготавливающие «болтовую» раму.
2. Компании, имеющие собственное производство балок, закупающие рамы у производителей из первой группы.
3. Компании, закупающие рамы и балки у производителей из первых двух групп.
Рис. 3. Распределение производителей стеллажей на группы
Источник: экспертный опрос, аналитика IndexBox
Первая группа производителей – самая малочисленная, что обусловлено высокими ценами на производственное оборудование. Тем не менее, в данной группе наблюдается тенденция к увеличению численности игроков. Еще 4 года назад она состояла из 3-4 производителей, в настоящее время, по оценкам экспертов, их около 8 (включая производителей из стран СНГ). В ближайшие 5 лет их количество может увеличиться до 12–15. Многие производители приходят в первую группу из второй.
Характеристика компаний из первой и других групп, их объемы производства, доля рынка и планы по развитию описаны в полной версии отчета.
Географические границы рынка
Рынок складских стеллажей имеет свои географические особенности – практически полное отсутствие крупных производителей в регионах и их концентрация в Московской области и Санкт-Петербурге. Более наглядно распределение крупных, средних и мелких производителей по России показано на рис. 4.
Крупные производители (1-я группа)
Средние производители (2-я группа)
Мелкие производители (3-я группа)
Рис. 4. География размещения производителей складских стеллажей
Источник: экспертный опрос, аналитика IndexBox
Для понимания дальнейшего развития складского рынка, а, следовательно, и рынка складских стеллажей, можно рассмотреть карту перспективных транспортных направлений России и соотнести её с данными по объему региональных рынков складских стеллажей. Результат данного анализа вы можете найти в полной версии данного отчета.
Расчет спроса на стеллажи в крупнейших городах России
Статистические данные крупнейших логистических компаний показывают, что в данный момент на 1000 жителей приходится 300 м2 складских площадей. В Европе коэффициент обеспеченности населения складскими площадями составляет 0,42, то есть на 1000 человек приходится 420 м2 складов. Эксперты рынка логистических услуг прогнозируют, что в дальнейшем обеспеченность населения складскими стеллажами достигнет европейского уровня.
Для расчета региональной потребности в стеллажах были выделены 3 группы регионов, рассматриваемых с точки зрения предъявления спроса на складские стеллажи:
* I группа: Москва и Московская область: наиболее развитый рынок, характеризующийся исключительным уровнем активности. Спрос на качественные складские помещения очень высок и превышает предложение примерно в 2 раза. Значительная часть складских площадей арендуется еще на этапе строительства;
* II группа: Ключевые регионы (Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Новосибирск) – рынок складской недвижимости начинает развиваться по той же схеме, что и в Московском регионе, но с отставанием на 3–5 лет;
* III группа: Прочие города - рынок складской недвижимости не развит. К продаже, реже в аренду, предлагаются бывшие советские производственные помещения, требующие реконструкции. Часто устанавливаются непрозрачные схемы оплаты.
В полной версии отчета представлен расчет емкости складских стеллажей в ключевых регионах РФ. Суть метода состоит в определении среднестатистической обеспеченности населения городов складскими площадями и сопоставление данной информации с существующими планами по строительству.
Таблица 3
Расчет емкости региональных рынков складских стеллажей, в зависимости от населения регионов
Город | Население (тыс.человек) | Норма, Россия (тыс.м2) | Норма, евро
(тыс.м2) | Перспективная
емкость рынка стеллажей, тыс. усл. паллето-мест | Перспективная
емкость рынка стеллажей, млн. руб. |
Москва |
10 357,00 |
3107,10 |
4349,90 |
1839 |
1270 |
Санкт-Петербург |
4188,60 |
1256,60 |
1759,20 |
744 |
514 |
Новосибирск |
1425,60 |
427,70 |
598,80 |
253 |
175 |
Екатеринбург |
1293,00 |
387,90 |
543,10 |
230 |
159 |
Челябинск |
1078,30 |
323,50 |
452,90 |
192 |
132 |
Нижний Новгород |
1311,20 |
393,40 |
550,70 |
233 |
161 |
Пермь |
1000,10 |
300,00 |
420,00 |
178 |
123 |
Самара |
1158,10 |
347,40 |
486,40 |
206 |
142 |
Казань |
1105,30 |
331,60 |
464,20 |
196 |
135 |
Уфа |
1042,40 |
312,70 |
437,80 |
185 |
128 |
Исходя из данных таблицы, можно оценить общую перспективную емкость рынка стеллажей в стоимостном и натуральном (усл. паллето-места) выражении. В полной версии отчета описывается, к какому году будет достигнута предельная емкость и когда уровень спроса начнет снижаться. Также в полной версии отчета приведен прогноз объемов стабильного спроса на складские стеллажи до и после достижения предельной емкости.
Заключение
В данном кратком обзоре мы познакомили вас лишь с небольшой частью информации, представленной в отчете компании IndexBox. В полной версии отчета представлены данные об общем объеме российского рынка, объемах экспорта и импорта, объемах производства крупных игроков российского рынка. Анализ макроэкономических факторов и прогноз по основным рыночным показателям позволит каждому читателю понять перспективы рынка и возможные затруднения, с которыми столкнутся его игроки.
Географическая характеристика рынка будет интересна как компаниям, работающим в российских регионах, так и крупным игрокам, планирующим расширять сеть филиалов и представительств.