Вехи «большого» строительства:
2007 год – подготовка к строительству 1 участка 4 ТК, вывод предприятий и гаражей
2008 год – начало строительства
2009 год – открытие четырехполосного движения на вспомогательном участке от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе; частичное открытие транспортной развязки на пересечении улицы Народного ополчения со Звенигородским проспектом
5 лет назад вышел проект постановления правительства Москвы «Об основных задачах дорожно-массового строительства в 2006-2013 гг. в Москве», явившийся отправной точкой подготовительных к строительству работ. Согласно этому документу, до 2013 года должны были быть построены соединяющие улицу Гурьянова, Волгоградский проспект, шоссе Энтузиастов, Открытое шоссе, Дмитровку и Ярославку части новой магистрали. Так, уже в начале следующего года увидело свет распоряжение столичного правительства, которое предусматривало освобождение территории и выполнение ряда подготовительных к строительству работ. Однако практически сразу начались трудности; заместитель московского градоначальника Юрий Росляк заявил о том, что возведение магистрали стартует лишь в 2007 году. Причиной этого был назван приоритет шедшего на тот момент строительства двух крупных развязок на пересечении 3 кольца (на Ленинградском проспекте и Шереметевской улице). Но и мэр Лужков, и его зам Петр Аксенов (заместитель руководителя Департамента дорожно-мостового строительства Москвы) не раз говорили о приоритете строительства именно 4 транспортного кольца. Итак, уже изначально никто из чиновников не мог дать четкого ответа на вопросы – когда начнется строительство? Как долго оно будет продолжаться?
В начале марта прошлого года тот же Аксенов в один голос с Владимиров Ресиным (главой Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы) заявляли о том, что кризис строительным работам – не помеха, и, несмотря на недостаточность финансирования, все работы производятся в срок (речь шла о возведении 1 участка 4 ТК, от Шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе). Однако прогнозы на следующий, 2010 год, никто старался уже не делать – финансовая ситуация была крайне нестабильной. Отмечалось лишь, что завершение строительства данного участка планируется на 2011 год.

Так, например, в несколько ином преломлении получила развитие гаражная проблема. Этот вопрос и так был для столицы проблемным: парковочных мест и мест для гаражей не хватало и не хватает. Во время подготовительных работ при строительстве вспомогательного участка 1 отрезка будущего 4 ТК было снесено почти 6 тысяч гаражей. На выручку пришло то самое компенсационное строительство – был возведен современный паркинг даже на большее количество машиномест. Но ведь это далеко не конец проекта, и как знать, не будет ли у автовладельцев, имеющих гаражи на других территориях, примыкающих к стройке, проблем с размещением транспорта? Людям будут предлагаться варианты либо денежного компенсирования, либо предоставления места в современном паркинге… но ведь не всех может устроить перспектива размещения авто на временных окружных стоянках до окончания строительства последнего. Видимо, это – вопрос времени… а его у московских властей достаточно, поскольку в конце прошлого года было принято решение о сокращении финансирования строительства 4 транспортного кольца и необходимости корректировать сроки реализации проекта. В текущем году деньги в размере 37 млрд. все же были выделены – на проведение дорожных работ, в том числе, и по 4 ТК. Формулировка «в том числе» заставляет задуматься…
«Бесколесным» горожанам не дает покоя еще одна проблема – официально было заявлено, что движение общественного транспорта на 4 кольце организовано не будет… так что выигрывает среднестатистический москвич от этого масштабно задуманного, но тяжело воплощающегося строительства?
Тем не менее, строительство 1 участка ТК (ВАО) стартовало. По словам Владимира Ресина, возводить придется «по-живому» – несмотря на то, что этот участок, самый, пожалуй, беспроблемный из всех планируемых, сносу подлежат 72 предприятия и несколько гаражных кооперативов. Утешением же можно считать заявление Генплана Москвы о том, что при строительстве этого отрезка дороги ни один жилой дом сносу не полежит. Отметим, что слухи о возможном переселении всполошили москвичей намного больше, нежели вопрос с гаражами.
После окончания этого этапа строительства московские власти рассчитывают развернуть его от Щелковского шоссе в сторону Открытого; от Шоссе Энтузиастов к Волгоградке. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

- Если говорить применительно к нашему району, то до Гольяново строительство еще не дошло; более того, мы не видели даже и проекта будущего строительства. Но ряд сдвигов все же есть; так, руководство предприятий, которые однозначно будут выводиться с территории строительства, уведомлено о грядущих переменах. Практически для всех тех предприятий, которым очевидно придется поменять расположение, найдены новые площади.
Но это не самое важное; главное – тот факт, что в зону строительства не попадают жилые дома, их сноса не будет, беспокойство граждан по этому поводу излишне.
Что касается гаражного вопроса, то и он мне видится вполне решаемым. Так, на территории района размещается кооператив на 95 машиномест, которому придется переехать. Мы уже договорились с руководством соседних районов о предоставлении нашим автовладельцам временных стоянок. Люди, надо отметить, с пониманием относятся к этим переменам. Более того, некоторые из них видят в сложившейся ситуации только «плюсы» – новые парковки даже ближе к месту жительства граждан.

- Строительство 4 транспортного кольца – шаг для столицы, безусловно, верный. Другое дело, что надо понимать несиюминутность его результата. Пробки как таковые 4 ТК на «нет» не сведет, но транспортную ситуацию заметно облегчит.
Приоритетом для города так или иначе должно оставаться благополучие жителей. При необходимости нужно проводить дополнительные Общественные слушания, в рамках которых у них будет возможность выражать свои пожелания и отстаивать интересы в вопросах сохранения экологического баланса, безопасности памятников архитектуры и др. в рамках строительства 4 ТК, которые, возможно, будут возникать.
Ваш вопрос об оправданности проекта в финансовом отношении неоднозначен. Все относительно, и говорить о выделенных на строительство магистрали деньгах как «заоблачных» я не стал бы. Думаю, у города все же есть возможность завершить строительство. Тем более, повторюсь, что с точки зрения развития транспортной инфраструктуры оно, безусловно, необходимо. Другое дело, что проведение дополнительной независимой сметной экспертизы, как и контроль над возможной монополией подрядчиков строительства, никто запретить не вправе.
Полина РОМАНОВСКАЯ
Обсуждение статьи на форуме