Вехи «большого» строительства:
2007 год – подготовка к строительству 1 участка 4 ТК, вывод предприятий и гаражей
2008 год – начало строительства
2009 год – открытие четырехполосного движения на вспомогательном участке от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе; частичное открытие транспортной развязки на пересечении улицы Народного ополчения со Звенигородским проспектом
5 лет назад вышел проект постановления правительства Москвы «Об основных задачах дорожно-массового строительства в 2006-2013 гг. в Москве», явившийся отправной точкой подготовительных к строительству работ. Согласно этому документу, до 2013 года должны были быть построены соединяющие улицу Гурьянова, Волгоградский проспект, шоссе Энтузиастов, Открытое шоссе, Дмитровку и Ярославку части новой магистрали. Так, уже в начале следующего года увидело свет распоряжение столичного правительства, которое предусматривало освобождение территории и выполнение ряда подготовительных к строительству работ. Однако практически сразу начались трудности; заместитель московского градоначальника Юрий Росляк заявил о том, что возведение магистрали стартует лишь в 2007 году. Причиной этого был назван приоритет шедшего на тот момент строительства двух крупных развязок на пересечении 3 кольца (на Ленинградском проспекте и Шереметевской улице). Но и мэр Лужков, и его зам Петр Аксенов (заместитель руководителя Департамента дорожно-мостового строительства Москвы) не раз говорили о приоритете строительства именно 4 транспортного кольца. Итак, уже изначально никто из чиновников не мог дать четкого ответа на вопросы – когда начнется строительство? Как долго оно будет продолжаться?
В начале марта прошлого года тот же Аксенов в один голос с Владимиров Ресиным (главой Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы) заявляли о том, что кризис строительным работам – не помеха, и, несмотря на недостаточность финансирования, все работы производятся в срок (речь шла о возведении 1 участка 4 ТК, от Шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе). Однако прогнозы на следующий, 2010 год, никто старался уже не делать – финансовая ситуация была крайне нестабильной. Отмечалось лишь, что завершение строительства данного участка планируется на 2011 год.
Что же касается «везучего» отрезка новой дороги, деньги на который все же успели выделить, то Петр Аксенов о планах в отношении него рассказал довольно подробно. Чиновник отметил, что на строительство восьмиполосного участка протяженностью почти 4 километра выделено 66 млрд. рублей. Мало того, что специалисты практически сразу отреагировали на это заявление негативно, говоря о завышенной в разы стоимости работ, так еще указывали и на маленькую долю средств, выделенных их этих миллиардов непосредственно на строительство. И ведь действительно, по данным, приведенным Аксеновым, на возведение самого участка дороги было запланировано потратить «всего» 25, 5 миллиардов; остальные деньги – подготовка территории: снос гаражей и компенсационное строительство. Вопрос об уместности таких колоссальных затрат остается открытым. И дело не только в благом желании московских властей разрядить напряженную транспортную ситуацию в столице; как и следовало ожидать, у «кольцевой истории» появились «побочные эффекты».
Так, например, в несколько ином преломлении получила развитие гаражная проблема. Этот вопрос и так был для столицы проблемным: парковочных мест и мест для гаражей не хватало и не хватает. Во время подготовительных работ при строительстве вспомогательного участка 1 отрезка будущего 4 ТК было снесено почти 6 тысяч гаражей. На выручку пришло то самое компенсационное строительство – был возведен современный паркинг даже на большее количество машиномест. Но ведь это далеко не конец проекта, и как знать, не будет ли у автовладельцев, имеющих гаражи на других территориях, примыкающих к стройке, проблем с размещением транспорта? Людям будут предлагаться варианты либо денежного компенсирования, либо предоставления места в современном паркинге… но ведь не всех может устроить перспектива размещения авто на временных окружных стоянках до окончания строительства последнего. Видимо, это – вопрос времени… а его у московских властей достаточно, поскольку в конце прошлого года было принято решение о сокращении финансирования строительства 4 транспортного кольца и необходимости корректировать сроки реализации проекта. В текущем году деньги в размере 37 млрд. все же были выделены – на проведение дорожных работ, в том числе, и по 4 ТК. Формулировка «в том числе» заставляет задуматься…
«Бесколесным» горожанам не дает покоя еще одна проблема – официально было заявлено, что движение общественного транспорта на 4 кольце организовано не будет… так что выигрывает среднестатистический москвич от этого масштабно задуманного, но тяжело воплощающегося строительства?
Тем не менее, строительство 1 участка ТК (ВАО) стартовало. По словам Владимира Ресина, возводить придется «по-живому» – несмотря на то, что этот участок, самый, пожалуй, беспроблемный из всех планируемых, сносу подлежат 72 предприятия и несколько гаражных кооперативов. Утешением же можно считать заявление Генплана Москвы о том, что при строительстве этого отрезка дороги ни один жилой дом сносу не полежит. Отметим, что слухи о возможном переселении всполошили москвичей намного больше, нежели вопрос с гаражами.
После окончания этого этапа строительства московские власти рассчитывают развернуть его от Щелковского шоссе в сторону Открытого; от Шоссе Энтузиастов к Волгоградке. Но это, как говорится, уже совсем другая история…
Комментирует Вадим Ляпин, заместитель главы управы района Гольяново по вопросам ЖКХ, благоустройства, строительства и реконструкции:
- Если говорить применительно к нашему району, то до Гольяново строительство еще не дошло; более того, мы не видели даже и проекта будущего строительства. Но ряд сдвигов все же есть; так, руководство предприятий, которые однозначно будут выводиться с территории строительства, уведомлено о грядущих переменах. Практически для всех тех предприятий, которым очевидно придется поменять расположение, найдены новые площади.
Но это не самое важное; главное – тот факт, что в зону строительства не попадают жилые дома, их сноса не будет, беспокойство граждан по этому поводу излишне.
Что касается гаражного вопроса, то и он мне видится вполне решаемым. Так, на территории района размещается кооператив на 95 машиномест, которому придется переехать. Мы уже договорились с руководством соседних районов о предоставлении нашим автовладельцам временных стоянок. Люди, надо отметить, с пониманием относятся к этим переменам. Более того, некоторые из них видят в сложившейся ситуации только «плюсы» – новые парковки даже ближе к месту жительства граждан.
Комментирует Александр Толстых, основатель и совладелец холдинговой компании «КИТ», заместитель руководителя проекта партии «Единая Россия» «Национальный инновационный проект»:
- Строительство 4 транспортного кольца – шаг для столицы, безусловно, верный. Другое дело, что надо понимать несиюминутность его результата. Пробки как таковые 4 ТК на «нет» не сведет, но транспортную ситуацию заметно облегчит.
Приоритетом для города так или иначе должно оставаться благополучие жителей. При необходимости нужно проводить дополнительные Общественные слушания, в рамках которых у них будет возможность выражать свои пожелания и отстаивать интересы в вопросах сохранения экологического баланса, безопасности памятников архитектуры и др. в рамках строительства 4 ТК, которые, возможно, будут возникать.
Ваш вопрос об оправданности проекта в финансовом отношении неоднозначен. Все относительно, и говорить о выделенных на строительство магистрали деньгах как «заоблачных» я не стал бы. Думаю, у города все же есть возможность завершить строительство. Тем более, повторюсь, что с точки зрения развития транспортной инфраструктуры оно, безусловно, необходимо. Другое дело, что проведение дополнительной независимой сметной экспертизы, как и контроль над возможной монополией подрядчиков строительства, никто запретить не вправе.
Полина РОМАНОВСКАЯ
Обсуждение статьи на форуме