На минувшей неделе депутаты Мосгордумы во втором чтении приняли законопроект «О Генеральном плане города Москвы». Как сообщил председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов, за два с половиной месяца после первого чтения к документу поступило 427 поправок. Большинство из них (77%) были учтены. На схему Москвы были дополнительно нанесены территории более 100 вновь выявленных памятников истории и культуры, где любое строительство станет невозможным. Кроме этого поправки были связаны с уточнением зон стабилизации и зон реорганизации в Москве, а также с изменениями границ особо охраняемых природных территорий и строительством новых дорог в столице. А глава Мосархитектруры Александр Кузьмин, уточнил, что по новому плану к 2025 году будет построено около 200 млн. кв. м жилья, удвоится протяженность линий метрополитена. В центре Москвы жилье будут в основном реконструировать.
Казалось бы все красиво и благородно. Но с этим категорически не согласны коммунисты, которые назвали новый генплан не иначе как «олигархический». Глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков, пояснил, что новый генплан не ориентирован на улучшение среды обитания москвичей. Появилась возможность застраивания природной территории. Он не обеспечивает сохранность исторических памятников столицы. Так, к примеру, разработчики генплана проигнорировали поправку коммунистов по сохранению Хитровской площади, в защиту которой собрано почти 12 тыс. подписей, за сохранение ЦДХ, дома Паленовых и многих других объектов. Но самое главное проект вообще не предлагает решения транспортных проблем мегаполиса.
Именно этот момент и стал определяющим для оценки Генплана Москвы Общественной палатой.
Представители общественности не просто поддержали коммунистов, они назвали новый документ смертельным. «Представленный проект генерального плана — это фактически смертный приговор Москве. В нем весь центр города — это зона строительства так называемых культурно-офисных центров. Он не предлагает решения транспортной проблемы мегаполиса, создается угроза целостности памятников истории и культуры», — говорится в официальном заявлении Общественной палаты.
Разработчики Генплана соглашаются, что новый проект не решает транспортных проблем. Глава Мосархитектуры пояснил, что «рисование новых дорог в Генплане» ситуацию не улучшит. «Для того чтобы хорошо ездить по городу, нужно построить не менее 400 км магистралей,— объяснил Александр Кузьмин.— После Никиты Сергеевича Хрущева магистрали никто не строил. Мы отстали в этом вопросе лет на 30».
При этом Кузьмин утверждает, что строить новые дороги в Москве невозможно, решать транспортный коллапс необходимо за счет развития железной дороги, на базе которой строить альтернативное метро для отдаленных районов столицы.
Член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко категорически не согласен с таким подходом в главном столичном документе. «Профессионалы в один голос говорят, что транспортные проблемы мегаполиса в административных границах Москвы решить невозможно. А в Генплане они „решаются“ только внутри территории МКАД. Никакой стратегии решения транспортных проблем в этом документе нет. Есть варианты решения частных проблем, да и то с ошибками. Сама по себе работа была выполнена в высшей степени некачественно и грязно».
В свою очередь разработчики настаивают на развитии транспортной системы города за счет строительства новых станций метро, так, по мнению Кузьмина, скоростной транспорт должен выйти в периферийные районы города, такие как Жулебино, Кожухово и Бутово. «Мы должны выполнить обязательства перед жителями Митина, то есть построить еще одну станцию — „Пятницкую“,— заявил Александр Кузьмин.— Она очень важна, потому что будет принимать на себя все „внегородские связи“. Сейчас люди подъезжают к станции в глубине Митина, оставляя машины у конечных станций. Это очень неудобно для тех, кто там живет. А если мы выйдем на Волоколамку, то сможем построить большие паркинги. Тогда жители области и жители Зеленограда смогут приезжать и оставлять свои машины там. И это уже не будет волновать жителей Митина».
Александр Кузьмин также сообщил, что перед Москомархитектурой поставлена и еще одна глобальная задача — рассмотреть строительство легкого метро в Зеленограде. Оно должно продолжить Арбатско-Покровскую линию. «Мы сейчас начали это прорабатывать. В данной ситуации вопрос не в мозгах, а в деньгах»,— заявил Кузьмин.
Как заявил председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов, третье окончательное чтение законопроекта может пройти в 20-х числах апреля. Однако, с этим категорически не согласны представители Общественной палаты, которые официально объявили о том, что приложат все усилия для того чтобы остановить принятие непродуманной градостроительной политики Москвы до 2025 года.
Комментирует Константин Михайлов, координатор общественного движения "Архнадзор"
Честно говоря, я не видел ни одного человека, кроме разработчиков, кто бы был доволен новым Генпланом Москвы. Начнем с главного, За то, как выглядит сейчас Москва, мы должны сказать спасибо Генплану 1935 года, именно по этому Генплану Москва развивалась и строилась почти 80 лет. Но хочу напомнить, что тот Генплан принимался на условиях открытого конкурса, в котором приняли участие светилы не только Советской, но и мировой архитектуры. Нынче не было никакого конкурса, что является главной ошибкой, потому что в новом плане не появилось новых идей, свежих решений.
Теперь по существу, Хитровская площадь, на защиту которой сегодня встали и стар, и млад, но новому плану оказалась в зоне возможного строительства и реконструкции, что категорически запрещено по закону о сохранении памятников наследия.
Наша организация довольно плодотворно поработала только с Центральным районом Москвы, мы внесли 230 поправок в Новый Генплан и почти все они были приняты. Это говорит не о том, какие мы прозорливые, а о том, как этот документ готовился. Еще раз замечу, мы успели обследовать только Центральный округ Москвы, а что в остальных даже страшно думать.
Комментирует Роман Букаранов, генеральный директор УК Kaleva
Нынешнее развитие Москвы считаю, идет абсолютно непродуманно. И причина кроется в том, что нашим чиновникам и депутатам не хватает объективности в принятии решений, в том числе и по будущему развитию Москвы. Они не стоят в пробках, они живут в другом мире, поэтому и предлагают такие проекты развития Москвы, в которых нет решения транспортного коллапса. А заявление главного архитектора Москвы о том, что нельзя строить новые дороги, слышать просто некорректно. Ну, если сами не можете придумать, как решить эту задачу, прокатитесь в Европу или Азию и посмотрите, как там решается такая проблема. Она же не нова, в тех же мегаполисах Азии ее решили двадцать лет назад.
СПРАВКА:
Генплан Москвы
С XVIII по XX век в Москве действовало семь генеральных планов, которые принимались раз в 30–40 лет. Большой перерыв между принятием основных градостроительных документов был с 1818 по 1923 год. Полностью в Москве осуществили лишь два Генплана — 1818-го и 1951-го годов, после двух войн. В прочих случаях менялись либо правительства, либо градостроительные симпатии. Самым прогрессивным был Генплан 1971 года. В него заложили хордовые магистрали, функциональное зонирование районов, создание локальных «центров цивилизации» в каждом микрорайоне. Этот Генплан был ориентирован на развитый общественный, в том числе электрический, транспорт.
Обсуждение статьи на форуме