В России Минтрансом определено около 20 участков федеральных дорог, где автомобильные потоки очень велики – 25-30 тысяч машин в сутки, и существуют альтернативные трассы к ним. Этот список возглавил, помимо прочих, и «Западный скоростной диаметр» (объездная дорога вокруг Питера).
Строительство ЗСД, окончание которого планируется в 2015 году, позволит вместе с КАД (Кольцевая автомобильная дорога) замкнуть вокруг Питера первое транспортное кольцо. Кроме того, ввод в эксплуатацию ЗСД даст возможность решить ряд городских транспортных проблем:
– обеспечить транспортные связи Большого Морского порта через КАД с федеральными автодорожными выходами в Москву, регионы России, страны Балтии и Скандинавии;
– обеспечить транспортные связи пассажирского паромного комплекса и зоны общественно-деловой застройки, возводимые на намывных территориях западного побережья Васильевского острова;
– обеспечить транспортные связи южной, западной и северной частей города, минуя исторический центр, снизить транспортную и техногенную нагрузки на улицы, мосты, памятники культуры и архитектуры в центральной части Петербурга.
ЗСД на выходе станет 8-миполосной скоростной автомагистралью с транспортными развязками на разных уровнях, с расчетной скоростью движения транспорта (110 км/час) и оборудованной современными автоматизированными системами управления потоком движения и связи. Общая протяженность трассы составит свыше 46 км. В составе ЗСД предусматривается сооружение 15 транспортных развязок и уникальных с инженерной точки зрения мостовых сооружений с подмостовыми габаритами над корабельным фарватером, строительство которых будет проводиться в России впервые.
Схему строительства можно условно поделить на 3 участка:
– Южный – 11,50 км – располагается от транспортной развязки с КАД до границы Большого морского порта;
– Центральный – 8,95 км – проходит по территории от Большого морского порта по западной оконечности Васильевского острова, до Северо-Приморской части города.
– Северный участок – 26,15 – выходит за пределы города в Северо-Приморской части, пересекает КАД и является новым вводом в город автомагистрали «Скандинавия».
По словам губернатора Северной столицы Валентины Матвиенко, к концу 2010 г. город определится с частным инвестором (проект осуществляется в рамках государственно-частного партнерства) в строительстве остальных очередей ЗСД. «Нам потребуется 90 млрд. рублей инвестиций», – отметила она. Кроме того, Матвиенко сообщила, что на текущий ремонт дорог в 2010 г. будет потрачено 8 млрд. рублей: «Это коснется около 10% всей дорожной сети города. Это очень большой объем. При этом 40% дорог, которые мы отремонтируем – это наиболее активно используемые магистрали».
«Западный скоростной диаметр» – один из первых в России инвестиционных проектов, который осуществляется на основе принципов государственно-частного партнерства. Проект одобрен для предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ, также к его финансированию будут привлечены средства бюджета Санкт-Петербурга и частных инвесторов.
Успешное на тот момент финансирование стало основой того, что в октябре 2008 года состоялось открытие движения на участке I очереди ЗСД, обеспечивающем вывод автотранспорта из 3 и 4 районов Морского порта на КАД и далее на федеральные трассы. Однако в мае этого года Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Смольного отменил объявленный на 7 июня 2010 года конкурс на строительство 5 очереди Западного скоростного диаметра с лимитом финансирования 11,45 млрд. рублей. Конкурсная документация предусматривала возведение дороги от улицы Савушкина до Богатырского проспекта общей длинной 9,5 км. Причина отмены конкурса – в смене источника финансирования, отныне оно будет лишь внебюджетным. От комментариев как представители комитета, так и ЗСЖ отказались. Однако глава комитета по инвестициям Смольного Алексей Чичканов сообщил, что причина отмены конкурса в том, что принято окончательное решение финансировать проект за счет средств от размещения облигаций ОАО «ЗСД», обеспеченных гарантиями федерального бюджета.
В сложившейся ситуации глава Сбербанка Герман Греф объявил, что Сбербанк рассматривает возможность выделить на строительство ЗСД до 60 млрд. рублей. Одна часть из них может быть направлена на приобретение облигаций, а другая – на кредитование частного соинвестора проекта. «До конца года будет объявлен новый конкурс на выбор генподрядчика, но это уже будет не госзаказ, а заказ от ОАО «ЗСД», – пояснил чиновник. – Финансироваться эта часть будет за счет средств, привлеченных от частных инвесторов в рамках облигационного займа и вне процедур, предусмотренных законом о госзаказе. Решение о выборе генподрядчика примет совет директоров ОАО «ЗСД». По словам Чичканова, первый займ в объеме 15 млрд. рублей будет привлечен уже осенью текущего года. Весь он пойдет на финансирование «проблемной» 5 очереди ЗСД.
Обоснованность строительства при всех его трудностях с транспортной и даже финансовой точек зрения мало у кого вызывает сомнения. Так, согласно соцопросам строительство этой дороги поддерживают или, по крайней мере, оправдывают, свыше половины жителей города. Но есть и немаловажный экологический аспект, вызвавший широкий резонанс среди петербуржцев. Так, активисты движения «Защитим Юнтолово» вышли на Малую Конюшенную с одиночными пикетами, призывая остановить «незаконную реализацию проекта» Северного участка ЗСД, который должен пройти через зону Юнтоловского заказника. Данный отрезок дороги проходит от Богатырского проспекта до трассы Е-18 «Скандинавия» и имеет самую большую протяженность – 22,7 км. От Богатырского проспекта до пересечения с КАД дорога будет 6-полосной, а далее – 4-полосной, что сути дела, однако, не меняет. В апреле активисты этого же экологического движения подали заявление в природоохранную прокуратуру Санкт-Петербурга, требуя отменить проведение конкурса на строительство из-за отсутствия государственной экологической экспертизы. Стоит, тем не менее, отметить, что в 2007 году центр экспертиз «ЭКОМ» по заказу экологов провел исследования последствий строительства дороги. Выводы оказались не в пользу строителей: так, 3 очередь строительства ЗСД оказала негативное влияние на объекты животного мира и среду их обитания. Кроме того, экологами был выявлен ряд нарушений требований законодательства к документации по оценке воздействия на окружающую среду. Экологи потребовали существенного пересмотра и доработки проекта, так как скоростная автодорога нанесет «невосполнимый урон рекреационной зоне, ранее рекомендованной для включения в состав заказника». Но с 2007 года изменения в проект так и не были внесены.
Комментирует Семен Супоницкий, технический директор ОАО «Западный скоростной диаметр»
– Для меня лакмусовой бумажкой послужило то, что мы делали экраны на Автомобильной улице и прошли мимо 3 школ и поликлиники метрополитена. Там многоярусные шумозащитные экраны, там замененное остекление с проветриванием. Я, когда принимал работы, видел, заходил в помещения школьные, там школа-интернат, в том числе, видел, насколько эффективно это, абсолютно никаких звуков не доносится. Шум – это лишь один из камней преткновения при строительстве ЗСД. Южная развязка пришлась на садоводство – снесли дома. Кстати, по данным чиновников, компенсации только за снесенные гаражи город выплатил в размере 104 млн. рублей. Центральная часть трассы пройдет перед окнами жителей Васильевского острова, по его границе с намывными территориями. Правда, там дорога должна уйти вглубь, и земляные насыпи и деревья тогда станут помощниками шумозащитным панелям. Долго думали о том, что на севере магистраль пересечет Юнтоловский заказник, потом выяснилось, что ее проложат лишь по буферной зоне. Защитники особо охраняемой территории убеждают строителей, что и это все же нанесет вред уникальному участку природы. Пусть даже по плану для животных предусмотрены пути миграции.
Комментирует: Михаил Субботин, экономист
С точки зрения экономической целесообразности я строительство данной дороги считаю, несмотря на ряд трудностей, обоснованным. Город от этого, безусловно, выиграет. Однако мне хотелось бы подробнее остановиться на аспекте концессионного соглашения, которое должно стать первым реализованным на территории нашей страны за многие десятки лет, но у многих вызывает противоречивые чувства. Но от его успеха или неуспеха зависит будущее подобных начинаний в России. Сегодняшние концессии нельзя сравнивать с теми, которые создавались на нашей территории в начале прошлого века. Тогда это были полуколониальные концессии, при реализации которых государство фактически жертвовало частью суверенитета в обмен на экономический подъем. Сейчас же это просто форма договорных отношений между государством и частной компанией, при которых обе стороны получают определенную выгоду. Государство передает на определенный срок и на определенных условиях свое имущество, в данном случае, землю под строительство дороги, в управление инвестору. Когда инвестор окупит вложения в это имущество, оно просто возвращается государству.
Полина МИКУРОВА
Обсуждение горячего репортажа