Напомним, что работы по реконструкции продолжались 6 лет и обошлись в 21 млд. рублей. Портал Стройка.ру анализирует масштаб проведенных строительных работ.
Реконструкция позволила увеличить площадь театра более чем в 2 раза, за счет... освоения подземного пространства. Данное решение было направлено на обеспечение потребности театра в функциональных площадях без изменения его внешнего объема. До начала работ площадь основного здания составляла 30.366 м². После реконструкции она увеличена на 42 454 м² и составляет 72.820 м². Благодаря этому у театра появились новые помещения, в том числе подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью. Кроме самого концертно-репетиционного зала и примыкающих к нему обслуживающих помещений, в подземной части будет расположено большое количество технических, бытовых и служебных помещений.
В ходе проектирования реконструкции и реставрации Большого театра было принято решение полностью восстановить исторический облик здания. Поэтому «советские» декоративные элементы сняли с фасада и передали в музей театра.
Как и три восстановленных фасада, северная часть театра выкрашена в золотисто-песочный цвет. Именно такими они были созданы по замыслу архитектора Альберта Кавоса в 1856 году. Описания этого необычного цвета удалось обнаружить в архивах при изучении колористической гаммы внешнего облика театра. Необходимый оттенок получался благодаря сочетанию умбры, охры, глины и извести. Правильность выбора тона подтвердили сделанные реставраторами зондажи стен главного и боковых фасадов.
Реконструкция коснулась и фундамента здания. «Театр надо было спасать. Здание стояло на дубовых сваях, которые уже разрушались. Сейчас, при нынешней реконструкции, в фундамент было введено 7 тысяч стальных свай, а сгнившие деревянные вынимались вручную», - отметил Михаил Сидоров, представитель инвестгруппы «Сумма Капитал» (генподрядчик реконструкции ГАБТ).
Чтобы восстановить колонны у входа в театр, реставраторам потребовалось несколько лет. Под их основания были положены специальные гидроизолированные бетонные блоки, которые теперь отделяют их от земли и не дают грунтовым водам попадать в основание. Для того чтобы избавить колонны от темных соляных пятен, реставраторы в течение многих месяцев проводили обессоливание белокаменных блоков. Благодаря этому удалось вернуть камню его первоначальный цвет слоновой кости.
Чтобы позолотить лепное убранство зрительного зала реставраторам потребовалось около 4,5 кг сусального золота. В частности, на золочение элементов декора зала ушло 2,812 тысячи книжек сусального золота 960-й пробы. В результате было позолочено 893 м² лепного убранства.
Каждый ярус зрительного зала теперь имеет свой неповторимый рисунок - чем ниже ярус, тем «гуще» его рельефная декорация, скомпонованная из элементов эпохи Возрождения, барокко, рококо.
Обивку для залов Большого театра ткали вручную, по технологии XIX века.
Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики зрительного зала. Международные эксперты проводили многочисленные акустические исследования и строго следили за выполнением всех технических рекомендаций. Все малейшие детали, даже выкройки складок на драпировках лож, согласовывались в обязательном порядке с акустиками.
Следует заметить, что современный проект восстановления акустических данных Большого театра разработан при активном участии специалистов немецкой компании «Muller BBM». Для улучшения акустических данных зрительного зала использовались так называемые резонансные пиломатериалы - ель и кедровая сосна. В зале была восстановлена лепнина из папье-маше, которая также влияет на акустику.
После открытия в здании Большого театра будет работать семнадцать лифтов, шесть из которых будут панорамными. Два панорамных лифта разместятся в подземном пространстве, а четыре лифта будут установлены рядом с циркульными коридорами, чтобы поднимать гостей театра на все ярусы Зрительного зала. А значит, совсем скоро все желающие смогут своими глазами увидеть новый облик Большого театра.
«Очень хорошо, что строительство, наконец, завершается. Это нужно было сделать. В какой-то момент создалось впечатление, что это бесконечная история, которая разрастается во времени и пространстве и расширяется финансово», - сказал Дмитрий Медведев во время недавнего посещения Большого театра. Так же президент отметил, что в инженерном плане театр теперь представляет собой сложную, «фантастическую» конструкцию: «Теперь это очень сложный объект. Очень важно, чтобы такое огромное хозяйство работало, как часы, и нужно, чтобы эти часы никогда не останавливались».
Алексей Хамин, спецкорр